Рейтинговые действия, 21.01.2022

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Адыгея на уровне ruBBB
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 21 января 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Адыгея на уровне ruBBB. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Республика Адыгея (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Площадь территории региона составляет 7,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Майкоп. Адыгея не имеет границ с другими субъектами Российской Федерации и находится в пределах территории Краснодарского края. Экономика региона хорошо диверсифицирована, ключевые направления – это деятельность по операциям с недвижимым имуществом (18,3% от ВРП), оптовая и розничная торговля (13,9%), обрабатывающие производства (13,1%), а также сельское хозяйство, основными составляющими которого являются растениеводство (60%) и животноводство (40%). Около 37% территории республики занимают леса, а лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность относятся к крупнейшим отраслям промышленности региона. Помимо этого, регион богат значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов: нерудные полезные ископаемые, гравийно-песчаная смесь, известняк, природный песок.

Субъект характеризуется низкими размерными характеристиками: объём ВРП за 2021 год, по предварительной оценке региона, составил 149,4 млрд рублей, показав прирост в 4,0% относительно предшествующего года в сопоставимых ценах. ВРП на душу населения в 2021 году, по расчётам агентства, составил 321,6 тыс. рублей. Индекс промышленного производства в 2021 году, по предварительным данным региона, составил 107,9%. Розничный товарооборот частично оправился от последствий коронакризиса, в течение 2021 года его темп роста составил, по оценке региона, 109,8%. В сельском хозяйстве индекс производства за 2021 год в целом по республике в сопоставимых ценах оценивается на уровне 99,0 %.

Давление на рейтинговую оценку оказывает демографическая ситуация: коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2022, по оценке региона, составил 0,810, чуть увеличившись относительно предыдущего периода. Динамика численности населения в течение последних трёх лет носит положительный характер, показывая прирост в 2,3%, но всё же остается на низком уровне. Численность населения республики по состоянию на 01.01.2022 оценивается регионом в 465,1 тыс. чел. Ситуация на рынке труда отличается высоким уровнем безработицы, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Среднее значение, по предварительной оценке региона, по итогам 2021 года составило 8,2%.

Уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП оценивается агентством сдержанно. В 2021 году соответствующие инвестиции сохранили отрицательную динамику, снизившись на 12,4% относительно 2020 года до 24,5 млрд рублей. Снижение объясняется завершением реализации крупного проекта – строительства первой очереди ВЭС 150 МВт (более 18% от общего объема инвестиций за 2020 год, остальное – в 2019 году). По предварительным данным, отношение объёма внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года (2019-2021 гг.) сохранится на невысоком уровне и составит порядка 20%.

Регион характеризуется низкой степенью автономности бюджета. По предварительным итогам 2021 года, на фоне постепенного восстановления экономики региона, произошёл небольшой рост доли налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общих доходах бюджета (на 2,3 п. п.) до 37,3%. За 11 месяцев 2021 года сумма ННД составила 12,3 млрд рублей, что на 28% выше значения за аналогичный период 2020 года; предварительная оценка ННД за 2021 год составляет 13,1 млрд рублей. При этом наблюдалось увеличение доли налога на прибыль организаций в ННД с 18,8% в январе-ноябре 2020 года до 27,6% в аналогичный период 2021 года и снижение доли НДФЛ с 32,5% до 27,9%.

Расходы за 11 месяцев 2021 года почти не изменились относительно сопоставимого периода 2020 года и составили 28,2 млрд рублей, предварительная оценка расходов за 2021 год равна 34,3 млрд рублей. Наибольшую долю имеют расходы социальной направленности: на финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта за январь-ноябрь 2021 года было направлено 15,7 млрд рублей, или 56% от общих расходов бюджета. Предварительная оценка расходов на указанные сферы за 2021 год составила 18,5 млрд рублей, или 53,8% от общих расходов бюджета. Положительно влияет на уровень рейтинга высокая гибкость расходной части бюджета: по данным региона, доля капитальных расходов в общем объёме расходов за 2021 год составила 28,3%.

Бюджет региона по итогам 2020 года был исполнен с дефицитом в 6,4% ННД или 700,2 млн рублей. По предварительным данным, в 2021 году бюджет исполнен с профицитом в размере 716,0 млн рублей, или 5,5% ННД.

Агентство отмечает низкую долговую нагрузку региона и невысокую стоимость фондирования, что позитивно сказывается на рейтинговой оценке. Отношение долга на 01.01.2022 к ННД за 2021 год, по предварительным данным, снизилось за год на 14,8 п. п. и составило 22,7%, а долг региона в абсолютном выражении составил 3,0 млрд рублей. При этом доля бюджетных кредитов выросла до 75%, оставшиеся 25% составили банковские кредиты. Расходы на обслуживание долга как в 2020, так и 2021 году были невысоки и в ушедшем году составили всего 1,1% от ННД. Доля долга, подлежащего погашению на горизонте 12 месяцев с 01.10.2021, составила 27,5%, что сдержанно оценивается агентством.

Объём доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2021 года, по предварительным данным, составил 35,1 млрд рублей, объем расходов – 34,3 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Адыгея был впервые опубликован 24.05.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 30.07.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Адыгея, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Адыгея принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Адыгея дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023