Рейтинговые действия, 06.06.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Саратовской области на уровне ruА-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 6 июня 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Саратовской области на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.

Саратовская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Саратовская область – индустриально-аграрный регион и один из старейших нефтегазодобывающих регионов России. Ведущими отраслями экономики региона являются обрабатывающие производства, сельское хозяйство, торговля и производство электроэнергии. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители пищевых продуктов, нефтепродуктов, металлургических изделий, а также производители различных видов машин и оборудования.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: по оценке региона, объем ВРП в 2021 году (далее – отчетный год) составил 959,3 млрд рублей, что на 2,2% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. По итогам 2022 года регионом ожидается ВРП на уровне 1,1 трлн рублей. В отчетном году в регионе наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства по итогам 2021 года составил 110,7%. Положительная динамика была обусловлена увеличением производства в таких отраслях как обрабатывающие производства, где темп роста составил 15,2%. В сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром показатель увеличился на 2,7%, в сфере водоснабжения и водоотведения – на 2,8%. За 1 квартал текущего года индекс промышленного производства составил 93,9% к уровню января-марта 2021 года, что было вызвано сокращением производства в добыче полезных ископаемых (-6,2%), обрабатывающих производствах (-9,5%), водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов (-23,5%). По итогам 2022 года индекс промышленного производства ожидается регионом на уровне 100,0%.

Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 403,4 тыс. рублей, что выше уровня 2020 года на 12,5% в действующих ценах. Давление на рейтинговую оценку оказали отрицательная динамика численности населения и высокий уровень демографической нагрузки, который на 01.01.2021 сложился на уровне 0,794. Численность населения региона за последние три года сократилась на 3,3% и на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) составила 2361,0 тыс. человек. Основными причинами снижения численности является естественная и миграционная убыль. Также давление на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Объем внебюджетных инвестиций в основной капитал за 2021 год составил 148,2 млрд рублей, что на 3,7% выше уровня 2020 года в действующих ценах. По итогам 2022 года объем данных инвестиций прогнозируется на уровне 156,4 млрд рублей. Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило 16,6%. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2021 года снизился на 1,1 п. п. по сравнению с уровнем 2020 года и составил 4,5%.

Агентство отмечает умеренно высокую зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2021 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов приросла на 6,6 п. п. и составила 59,4%, но допандемийный уровень не был достигнут, ранее у региона данный показатель составлял в среднем 70,3%. За отчетный год доходы бюджета региона выросли на 13,2% по сравнению с 2020 годом, в том числе ННД на 27,3%, трансферты снизились на 5,6%. Рост ННД обусловлен увеличением как налоговых (+27,1%), так и неналоговых (+36,9%) доходов. Наибольшее увеличение в структуре налоговых доходов по итогам отчетного года произошло по налогу на прибыль организаций (в 1,7 раза к уровню 2020 года), акцизам (+46,9%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+43,2%). Увеличение поступлений по налогу на прибыль обусловлено низкой базой 2020 года в связи с недопоступлением налога из-за влияния цен на нефть и коронакризиса, а также с улучшением экономической ситуации и ростом поступлений от организаций, не входящих в консолидированные группы налогоплательщиков; по акцизам – увеличением норматива отчислений по акцизам на нефтепродукты с 66,6% до 74,9%; по УСН – ростом налоговой базы в связи с переходом организаций и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения в результате отмены с 1 января 2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. В структуре неналоговых доходов увеличение поступлений обусловлено появлением нового источника в виде доходов от операций по управлению остатками на казначейских счетах. Положительно оценивается высокая диверсификация налоговой базы региона: доля крупнейшего налогоплательщика по итогам 2021 года составила 4,9% в налоговых доходах, на долю 10 крупнейших налогоплательщиков приходилось 20,7% налоговых доходов областного бюджета. За январь-март текущего года доходы бюджета выросли на 19,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе за счет увеличения ННД на 30,9%. В структуре налоговых доходов по итогам 1 квартала 2022 года наблюдалась положительная динамика по всем бюджетообразующим налогам к аналогичному периоду отчетного года. Наибольшая сложилась по налогу на прибыль организаций (в 1,6 раза), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+36,7%) и налогу на доходы физических лиц (+16,1%). По итогам текущего года регион ожидает снижение ННД на 6,4% к уровню 2021 года.

Расходы региона в 2021 году выросли на 6,7% по сравнению с 2020 годом и составили 141,3 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность, их доля составила 70,6%. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, средств массовой информации в 2021 году было направлено 99,8 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 5,8%. Гибкость расходов бюджета оценивается на умеренном уровне: доля капитальных расходов в структуре расходов по итогам отчетного года составила 6,4%. По итогам 1 квартала текущего года расходы выросли на 13,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 28,0 млрд рублей. Увеличение расходов обусловлено приростом расходов по общегосударственным расходам (+35,0%), по национальной экономике (в 1,9 раза) здравоохранению (в 1,8 раза) и образованию (+10,8%). При этом расходы на социальную политику снизились на 10,9%. Социальные расходы составили 21,6 млрд рублей, продемонстрировав рост на 6,4% к уровню января-марта 2021 года. По итогам текущего года регион ожидает объем расходов на уровне 140,6 млрд рублей, что ниже показателя 2021 года на 0,5%.

Региональный бюджет по итогам 2021 года был исполнен с профицитом в размере 4,0 млрд рублей или 4,7% ННД. По итогам 2022 года ожидается исполнение бюджета с дефицитом 13,9% ННД или 11,2 млрд рублей. Дефицит планируется покрыть за счет заемных средств, а также использования остатков средств на едином счете области.

Долговая нагрузка по итогам 2021 года сложилась на умеренно низком уровне: совокупные обязательства региона выросли на 6,6% и составили 55,0 млрд рублей, долговая нагрузка снизилась на 12,4 п. п. и составила 63,7%. Снижение долговой нагрузки обусловлено увеличением ННД. По итогам 2022 года ожидается рост государственного долга до 63,0 млрд рублей, долговой нагрузки до 78,0%. Увеличение долга обусловлено необходимостью финансирования дефицита регионального бюджета, а также привлечением инфраструктурного бюджетного кредита. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 71,0%, банковских кредитов – 19,9%, облигационных займов – 9,1%. По итогам текущего года произойдет изменение структуры долга региона в сторону увеличения доли бюджетных кредитов, так как помимо привлечения инфраструктурного бюджетного кредита, в соответствии с принятыми мерами поддержки региональных бюджетов, будет проведена реструктуризация платежей по бюджетным кредитам, по условиям которой в 2022 году задолженность по данным кредитам не подлежит погашению. Вместе с тем будет замещение коммерческих заимствований, подлежащих погашению в текущем году, бюджетными, таким образом под указанные меры поддержки попадает весь короткий долг, подлежащий погашению в течение ближайших 12 месяцев, который на 01.04.2022 составлял 25,3% совокупных обязательств. В регионе отмечается умеренно низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2021 год составило 1,5%. Область имеет доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2021 года, составил 145,3 млрд рублей, объем расходов бюджета – 141,3 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Саратовской области был впервые опубликован 16.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 13.12.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 18.05.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Саратовской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Саратовской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Саратовской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023