Рейтинговые действия, 09.03.2022

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Новосибирска на уровне ruА-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 9 марта 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности города Новосибирска на уровне ruА-. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Новосибирск (далее – город, муниципалитет) является административным центром Новосибирской области. По численности населения (1,6 млн человек на 01.01.2022) город занимает третье место среди всех городов России, уступая только Москве и Санкт-Петербургу (которые, в отличие от Новосибирска, имеют статус Субъектов РФ) и концентрирует более 55% населения Новосибирской области. Город является крупнейшим транспортным узлом Западной Сибири, на его территории расположена важнейшая сортировочная железнодорожная станция. Основу экономики Новосибирска составляют промышленность, торговля, транспорт, наука и научное обслуживание. В отраслевой структуре промышленного производства обрабатывающие производства формируют порядка 78%. Одним из динамично развивающихся секторов экономики города является торговля, на ее долю приходится более трети совокупного объема отгруженных товаров и услуг по хозяйственным видам деятельности. В городе сосредоточено большинство крупнейших компаний Новосибирской области во всех секторах экономики: торговле, транспорте, промышленности, банковском секторе, энергетике, строительстве и, как следствие, вклад города в ВРП области составляет более 70 %.

Муниципалитет характеризуется высокими размерными характеристиками – объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупными и средними промышленными организациями по фактическим видам деятельности по итогам 11 месяцев 2021 года (далее – отчетный год) составил 333,6 млрд рублей продемонстрировав рост к аналогичному уровню 2020 года на 20,9%. Также в январе-ноябре отчетного года наблюдался прирост по обороту розничной торговли по крупным и средним предприятиям на 18,9% в сопоставимых ценах (в действующих на 27,3%) и в абсолютном выражении составил 278,0 млрд рублей. Объем платных услуг восстановился и составил 82,9 млрд рублей, что на 13,5% выше января-ноября 2020 года. Уровень безработицы снизился и составил 1,24%.

Агентство отмечает высокую зависимость городского бюджета от трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета муниципалитета по итогам 2021 года составила 51,5%, что на 2,1 п. п. выше уровня 2020 года. По итогам 2022 года не ожидается увеличения данного показателя. В структуре налоговых доходов в 2021 году наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц – 67,6% и земельный налог – 11,6%. За отчетный год доходы бюджета муниципалитета выросли на 12,8% по сравнению с 2020 годом, в том числе трансферты на 8,5%, ННД на 17,6%. По налоговым доходам положительная динамика поддерживалась увеличением поступлений по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+15,6%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в 2,4 раза). Увеличение поступлений по НДФЛ обусловлено ростом заработной платы по ряду отраслей экономики. Кроме того, объем выплат по больничным листам фондом социального страхования вырос практически на 40%. А также влияние на рост налога в бюджете города оказали дополнительные поступления в связи с введением прогрессивной шкалы налогообложения в части суммы налога, превышающей 650 тыс. рублей. По налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения рост поступлений связан с ростом количества плательщиков, перешедших на данную систему налогообложения в связи с отменой единого налога на вмененный доход с 01.01.2021 года, а также увеличением норматива отчислений с 10 % до 16,5 %. Вместе с тем, по земельному налогу наблюдалось снижение поступлений на 0,2%, что обусловлено снижением налоговой базы по налогу в результате оспаривания кадастровой стоимости земельных участков по итогам работы комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Положительно оценивается высокая диверсификация налоговой базы города: доля крупнейшего налогоплательщика составила 2,3% в налоговых доходах. 

Расходы города в 2021 году выросли на 11,1% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов муниципалитета преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, культуры, физкультуры и спорта в 2021 году было направлено 38,8 млрд рублей (или 67,7% от всех расходов), что выше уровня 2020 года на 9,6%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах городского бюджета показал снижение на 0,9 п. п. Рост доли социального блока преимущественно связан с ростом расходов на ЖКХ (+37,2%) в связи с увеличением объема субвенции из областного и федерального бюджетов на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и национальной экономике (+12,6%). Положительно оценивается высокая доля капитальных расходов в общем объеме расходов, которая составила 8,4% в отчетном году. По итогам 2022 года ожидается рост расходов на 7,3%, в том числе по капитальным затратам на 15,2%, что связано с планируемым увеличением расходов капитального характера на жилищное строительство и строительство автомобильных дорог.

В 2021 году городской бюджет впервые с 2007 года был исполнен с профицитом в 0,4 млрд рублей или 1,2% ННД. По итогам 2022 года муниципалитет планирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 0,8 млрд рублей или 2,6% ННД. Источниками покрытия дефицита будут муниципальные ценные бумаги, кредиты кредитных организаций и бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Долговая нагрузка города находится на умеренном уровне. Совокупные обязательства города на 01.01.2022 составили 22,9 млрд рублей, что соответствует объему долга на 01.01.2021. Долговая нагрузка на отчетную дату составила 77,0%, что на 13,6 п. п. ниже, чем годом ранее, что связано с увеличением поступлений по ННД в отчетном году. В текущем году прогнозируется рост долга на 3,5% до 23,7 млрд рублей, долговая нагрузка по итогам года составит порядка 78%. Долговой портфель на 01.01.2022 был сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составляла 47,7%, банковские кредиты формировали 43,2% всех обязательств, бюджетные кредиты – 9,1%. По итогам 2022 года существенных изменений в структуре долга не ожидается. График погашения обязательств оценивается как комфортный, в течение ближайших 12 месяцев с 01.01.2022 погашению подлежит 10,1% совокупного долга. Для города характерна высокая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за отчетный год составило 5,8%, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Ликвидность поддерживается остатками средств на счетах, доступностью к казначейским и банковским кредитам, предназначенными для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 57,7 млрд рублей, объем расходов бюджета – 57,3 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Новосибирска был впервые опубликован 15.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 15.09.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, мэрия Новосибирска принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Новосибирску дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023