Рейтинговые действия, 25.05.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг муниципального образования город Краснодар на уровне ruА
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 25 мая 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности муниципального образования город Краснодар на уровне ruА, прогноз по рейтингу стабильный.

Краснодар (далее – город, муниципалитет) является административным и экономическим центром Краснодарского края. На долю города приходится более 45% ВРП региона, треть промышленных предприятий, 70% производства и распределения энергии, около 45% оборота розничной торговли. Экономика муниципалитета концентрирована, в структуре базовых отраслей наибольший удельный вес занимают торговля (45,0%) и промышленность (24,0%). В Краснодаре располагается штаб-квартира АО «Тандер», представляющая одну из ведущих розничных сетей в стране «Магнит». Как крупнейший налогоплательщик, «Магнит» является градообразующим предприятием, которое вносит весомый вклад в развитие и благоустройство города. Также в городе развиты пищевая и перерабатывающая промышленность, в том числе выпуск продуктов и табачных изделий, производство транспортных средств и оборудования, нефтепереработка, производство минеральных удобрений, резиновых и пластмассовых изделий, полиграфия и химическое производство. Основные направления производства: обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Муниципалитет характеризуется высокими размерными характеристиками – объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, по оценке города, по результатам 2021 года (далее – отчетный год) составил 1,1 трлн рублей, продемонстрировав прирост к уровню 2020 года на 6,1% в действующих ценах. Также по итогам отчетного года наблюдался прирост по обороту розничной торговли по крупным и средним предприятиям на 34,3% в сопоставимых ценах и в абсолютном выражении составил 356,4 млрд рублей. Для города характерна высокая численность населения – на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) оценивается городом в размере 1063,0 тыс. чел., средняя заработная плата за 2021 год, по предварительной оценке, составила 49,3 тыс. рублей. Уровень регистрируемой безработицы снизился и по состоянию на 01.01.2022 составил 0,5% от численности трудоспособного населения (по состоянию на 01.01.2021 – 6,6%).

Давление на рейтинговую оценку оказывает низкая доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов города: за 2021 год их доля приросла на 6,2 п. п. и составила 52,2%. За отчетный год доходы городского бюджета выросли на 13,8% по сравнению с 2020 годом, в том числе трансферты на 0,5%, ННД – на 29,0%. В структуре ННД бюджета Краснодара основные поступления сформированы за счет налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), земельного налога, налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения (далее – УСН) и налога на имущество физических лиц. По всем бюджетообразующим налогам в отчетном году наблюдалась положительная динамика. Значительный рост был обеспечен увеличением поступлений по НДФЛ (+20,7%), налогу на имущество физических лиц (+25,7%) и УСН (в 2,2 раза). Рост поступлений по НДФЛ обусловлен увеличением фонда заработной платы по ряду отраслей экономики, а также введением прогрессивной шкалы налогообложения в части суммы налога, превышающей 650 тыс. рублей; по налогу на имущество физических лиц – увеличением налогооблагаемой базы; по налогу, взимаемому с применением упрощённой системы налогообложения в связи с ростом количества плательщиков, перешедших на данную систему налогообложения в связи с отменой единого налога на вмененный доход с 01.01.202, а также с установлением с 2021 года городу норматива отчислений в размере 30,0%. Несмотря на положительную динамику налоговых поступлений, налог на имущество физических лиц и земельный налог не восстановились до уровня допандемийного года. По итогам текущего года муниципалитет ожидает поступление ННД в размере 23,1 млрд рублей, что на 2,0% выше результатов отчетного года. Муниципалитет характеризуется отсутствием зависимости от одного налогоплательщика: на десять крупнейших налогоплательщиков в 2021 году приходилось 9,6% налоговых доходов, что оказало поддержку рейтинговой оценке.

Расходы города в 2021 году выросли на 14,8% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов муниципалитета преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2021 году было направлено 27,1 млрд рублей, что формировало 63,1% всех расходов. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах городского бюджета показал снижение на 1,5 п. п., который преимущественно связан с ростом расходов по национальной экономике (+45,5%) и общегосударственным вопросам (+23,1%). Положительно оценивается высокая доля капитальных расходов в общем объеме расходов, которая составила 21,9% за отчетный год. По итогам текущего года объем расходов ожидается в размере 46,5 млрд рублей, что на 8,2% выше результатов отчетного года.

Бюджет города последние три года исполнялся с профицитом, по итогам 2021 года профицит бюджета составил 0,5 млрд рублей или 2,2% ННД. По итогам 2022 года муниципалитет планирует исполнение бюджета с дефицитом, который по прогнозам города составит 2,7 млрд рублей. Источниками покрытия дефицита в основном будут являться остатки денежных средств на счетах на начало года.

Долговая нагрузка по итогам 2021 года сложилась на низком уровне, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Отношение долга на 01.01.2022 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 28,0%, что на 20,7 п. п. ниже, чем на 01.01.2021. Снижение долговой нагрузки обусловлено уменьшением объема долга на 2,2 млрд рублей к уровню 2020 года, а также увеличением ННД. В результате погашения банковских кредитов и реструктуризации краевых бюджетных кредитов в конце апреля текущего года объем долга на 01.01.2023 прогнозируется на уровне 2,8 млрд рублей, долговая нагрузка составит 12,1%. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован из банковских кредитов, доля которых составляла 39,2%, бюджетные кредиты формировали 35,6% всех обязательств, облигационные займы – 25,2%. По итогам 2022 года структура долговых обязательств изменится: облигационные займы выйдут на первое место и будут формировать чуть больше 57,0% всех обязательств, на долю бюджетных кредитов будет приходиться около 43,0%. Сокращение долговых обязательств в отчетном году способствовало снижению расходов на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД по итогам отчетного года снизилось на 0,3 п. п. по сравнению с 2020 годом и составило 1,2%. Ликвидность поддерживается остатками средств на счетах, доступностью к казначейскому кредиту, предназначенному для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 43,5 млрд рублей, объем расходов бюджета – 43,0 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг муниципального образования город Краснодар был впервые опубликован 23.12.2013. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 01.12.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 18.05.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, мэрия Краснодара принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало муниципальному образованию г. Краснодар дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023