Рейтинговые действия, 06.10.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) на уровне ruАА-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 6 октября 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Саха (Якутия) на уровне ruАА-, прогноз по рейтингу стабильный.

Республика Саха (Якутия) (далее – республика, регион) – субъект Российской Федерации, который входит в состав Дальневосточного федерального округа и является самым большим регионом России. Республика отличается резко континентальным климатом и обширной зоной многолетней мерзлоты. Площадь территории региона составляет 3 083,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Якутск. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая исторически составляет половину ВРП региона. На территории республики расположены месторождения твердых полезных ископаемых, в частности золота, топливно-энергетических полезных ископаемых (нефть, уголь, природный газ), а также крупнейшие в России месторождения алмазов.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2021 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 1,5 трлн рублей, что на 10,5% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. Индекс физического объема ВРП на 2022 год, по оценке региона, составит 108,1% к уровню 2021 года. Положительная динамика ВРП по итогам отчетного года была поддержана преимущественно увеличением промышленного производства на 16,4%. За январь-август 2022 года относительно аналогичного периода 2021 года индекс промышленного производства сформировался на уровне 114,2%, что обусловлено увеличением добычи каменного и бурого угля, нефти, горючего природного газа, золота и алмазов. По итогам 2022 года индекс промышленного производства оценивается регионом в 110,6% к 2021 году.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 1,5 млн рублей, что положительно отразилось на рейтинговой оценке. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает умеренно высокий среднегодовой уровень безработицы и невысокие показатели отношения среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе. Безработица в 2021 году составила 6,9%, что соответствует докризисному уровню, при этом в среднем за июнь-август 2022 года показатель составил 6,1%. По данным региона, текущее снижение безработицы является сезонным, а по итогам её уровень ожидается не выше 6,7%. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 2,7. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2021 году увеличились на 7,8% до 49,9 тыс. рублей, величина прожиточного минимума – на 3,5% до 18,4 тыс. рублей. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы ожидаются на уровне 54,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена на 2022 год в размере 21,0 тыс. рублей. Рост денежных доходов по итогам 2022 связан с внеплановым решением правительства по повышению величины прожиточного минимума и расширением мер социальной поддержки. Республика входит в число немногих регионов страны, где сохраняется естественный прирост населения, который в последние годы также дополняется миграционным притоком в результате привлечения рабочей силы на новые рабочие места. Численность населения региона за последние три года увеличилась на 2,6% и на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) составила 992,1 тыс. человек.

Объем инвестиций в основной капитал в 2021 году составил 388,0 млрд рублей, что на 41,1% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. Высокая положительная динамика была достигнута за счет реализации проектов по запуску второй очереди шахты «Восточная Денисовская» и завершению строительства Нежданинского ГОК в Томпонском районе. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на высоком уровне и составило 24,3%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. В 1 полугодии 2022 года инвестиции в основной капитал приросли на 7,1% в сопоставимых ценах. По итогам 2022 года регионом ожидается рост инвестиций в основной капитал на 0,3% в сопоставимых ценах к уровню 2021 года. Достижение плановых значений в текущем году планируется за счет ввода трех новых обогатительных фабрик Эльгинского каменноугольного месторождения, запуска обогатительной фабрики на месторождении полиметаллических руд Верхне-Менкече и запуска Сыллахского угольного разреза. На территории республики действуют территории опережающего социально-экономического развития «Южная Якутия» и «Якутия» способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

По итогам 2021 года бюджетная автономия региона продемонстрировала восстановительный рост: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона составила 59,3%, что на 7,5 п. п. выше уровня 2020 года. Причиной такой динамики в отчетном году стал рост ННД на 47,0%, который сложился за счет увеличения как налоговых (+24,5%), так и неналоговых (в 4,2 раза) доходов.  В структуре налоговых доходов наблюдалось увеличение поступлений по всем бюджетообразующим налогам, включая налог на прибыль организаций (+34,5%), налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+8,5%), акцизы (+36,9%) и налог на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) (+56,4%). Увеличение неналоговых поступлений сложилось в результате роста доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъекту РФ. Объем межбюджетных трансфертов в 2021 году также показал позитивную динамику на уровне 5,1%, в том числе за счет повышения объема субсидий (+34,3%), субвенций (+9,1%) и иных межбюджетных трансфертов (+37,8%). Диверсификация налоговой базы региона оценивается негативно, т. к. бюджет региона подвержен зависимости от финансового состояния компании: доля крупнейшего налогоплательщика в 2021 году составила 24,6% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 59,5% налоговых доходов республиканского бюджета. По итогам восьми месяцев 2022 года доходы регионального бюджета выросли на 15,7% относительно аналогичного периода 2021 года, что обусловлено увеличением ННД на 7,9% и межбюджетных трансфертов на 26,6%. В структуре ННД наблюдался рост поступлений по налоговых доходам на 7,9%, при этом неналоговые доходы продемонстрировали снижение на 67,7%. В налоговых доходах положительная динамика прослеживается по налогу на прибыль организаций (в 1,6 раза), НДФЛ (+14,7%), акцизам (+11,2%), налогу на добычу полезных ископаемых (+30,6%), при этом по налогу на имущество организаций наблюдается снижение поступлений (-24,5%). Существенному увеличению поступлений по налогу на прибыль организаций способствовал рост средней цены на нефть и золото, улучшение производственных показателей угледобывающих предприятий в результате роста объема добычи угля, ослабление курса рубля к доллару США, а также изменения ставки налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, для участников региональных инвестиционных проектов. Снижение поступлений по налогу на имущество организаций к уровню 2021 года связано с применением крупнейшим налогоплательщиком налоговой льготы, установленной федеральным законодательством в отношении основных производственных фондов Единой системы газоснабжения. Негативная динамика по неналоговым доходам обусловлена снижением доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам РФ в результате решения АК «АЛРОСА» (ПАО) о невыплате дивидендов по итогам 2021 года. Рост межбюджетных трансфертов вызван увеличением объема субсидий (в 1,6 раза) и дотаций (+8,9%). Существенное увеличение объема субсидий связано с финансированием мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях, модернизации первичного звена здравоохранения, приведению в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, модернизации школьных систем образования. По итогам 2022 года в действующем законе о бюджете региона заложено снижение доходов на 14,0%, в том числе ННД на 20,5%, однако, по данным региона, при сохранении текущих темпов поступлений налоговых доходов в совокупности с опережающей динамикой поступлений по неналоговым источникам относительно бюджетных назначений, к концу года можно ожидать изменения плановых значений в сторону увеличения.

Расходы региона в 2021 году выросли на 15,7% по сравнению с 2020 годом. На финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт в течение отчетного года было направлено 143,7 млрд рублей или 49,9% совокупных расходов. Гибкость расходной части бюджета региона оценивалась позитивно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 11,1%. За восемь месяцев 2022 года расходы бюджета выросли на 20,0% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составили 215,0 млрд рублей. Среди наиболее весомых направлений расходования бюджета наибольший рост наблюдался по расходам на национальную экономику (+49,4%) и жилищно-коммунальное хозяйство (+25,2%). Рост расходов на национальную экономику обусловлен увеличением финансирования мероприятий в ряде секторов, включая общеэкономические вопросы, сельское хозяйство и рыболовство; на жилищно-коммунальное хозяйство – увеличением расходов на реализацию мероприятий, связанных с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, возмещением доходов и затрат предприятий жилищно-коммунального хозяйства. По итогам 2022 года регионом ожидается увеличение расходов регионального бюджета на 7,9% к 2021 году, в том числе капительных затрат в 1,8 раза в связи увеличением финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, строительства объектов общего образования, реализации инфраструктурных проектов региона.

В 2021 году региональный бюджет был исполнен с профицитом. В 2022 году исполнение регионального бюджета ожидается с дефицитом в размере 34,5 млрд рублей или 22,8% ННД. Без учета остатков средств на счетах региона и бюджетного инфраструктурного кредита дефицит прогнозируется на уровне 0,8 млрд рублей или 0,5% ННД, источниками финансирования которого будут являться коммерческие кредиты.

Уровень долговой нагрузки региона оценивается агентством как низкий: объем совокупных долговых обязательств на 01.01.2022 составил 45,6 млрд рублей или 23,9% к ННД за предыдущие 12 месяцев. По итогам 2022 года ожидается рост долга на 17,4%, долговой нагрузки (за вычетом бюджетного инфраструктурного кредита) до 33,8%, что выше уровня 2021 года на 9,9 п. п. Увеличение долга обусловлено привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов, коммерческих кредитов на финансирование прогнозируемого дефицита бюджета, бюджетного кредита из федерального бюджета на замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона и увеличением объема гарантийных обязательств. Ожидаемый рост гарантийных обязательств связан с их предоставлением через механизм инфраструктурных облигаций, а также с предоставлением дополнительных государственных гарантий в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Несмотря на прогнозируемый рост объема долга, долговая нагрузка региона останется на комфортном уровне. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составляла 60,2%, а остальной долг был представлен гарантийными обязательствами – 23,1% и бюджетными кредитами – 0,6%. По итогам 2022 года ожидается трансформация структуры долгового портфеля: доля бюджетных кредитов вырастит до 16,4%, гарантийных обязательств – до 28,7%, коммерческих кредитов – до 1,6%, а доля облигационных займов сократится до 53,3%. Расходы на обслуживание регионального долга в 2021 году составили 1,6% от ННД, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет доступ к краткосрочным казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета Республики Саха (Якутия) по итогам 2021 года составил 320,8 млрд рублей, объем расходов бюджета – 287,6 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) был впервые опубликован 24.05.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 14.04.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Саха (Якутия) принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Саха (Якутия) дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023