Рейтинговые действия, 07.10.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Карелия на уровне ruВВВ-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 7 октября 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Карелия на уровне ruВВВ-, прогноз по рейтингу стабильный.

Республика Карелия (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Западного федерального округа. Площадь территории региона составляет 180,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Петрозаводск. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, транспортировку и хранение. В структуре обрабатывающего производства преобладает лесопромышленный комплекс, пищевая промышленность, металлургический комплекс, производство машин, транспортных средств и оборудования. Республика обладает значительными запасами лесных и минерально-сырьевых ресурсов. Природные ресурсы региона составляют основу ее инвестиционного потенциала.

Республика характеризуется невысокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2021 году (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 380,0 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 0,5% в сопоставимых ценах. По итогам 2022 года ВРП ожидается в размере 360,0 млрд рублей, индекс физического объема ВРП, по предварительной оценке региона, составит 92,0%, что связано с негативными последствиями введенных санкций. В отчетном году в республике наблюдалось увеличение промышленного производства – индекс промышленного производства составил 102,7%. Наибольший рост произошел в области водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (+14,8%) и добычи полезных ископаемых (+4,1%). За 8 месяцев текущего года наблюдалось снижение промышленного производства на 6,4% к январю-августу 2021 года, что обусловлено текущей геополитической обстановкой и санкционным давлением. Отрицательная динамика сложилась за счет снижения экономической активности в трех отраслях промышленности: добыче полезных ископаемых (-6,0%), обрабатывающей промышленности (-7,7%), а также деятельности организаций по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (-3,2%). Спад в добыче полезных ископаемых связан со снижением добычи металлических руд (-8,8%) из-за сокращения производства окатышей железорудных и концентрата железорудного ввиду запрета экспорта продукции в страны Европейского Союза. В обрабатывающей промышленности – сокращение обработки древесины и производства изделий из дерева (-13,0%), бумаги и бумажных изделий (-1,4%), пищевых продуктов (-8,1%) и др. По итогам 2022 года регион ожидает индекс промышленного производства в пределах 93,0–95,0%.

ВРП на душу населения оценивается позитивно, по расчетам агентства, в 2021 году он составил 627,0 тыс. рублей, увеличившись на 20,1 % к уровню 2020 года в действующих ценах. Высокий прирост показателя обусловлен ростом ВРП и снижением численности населения. За последние 3 года население региона сократилось на 15,0 тыс. человек и на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) составило 603,1 тыс. человек. Основной причиной снижения численности является естественная убыль. Давление на рейтинговую оценку оказало низкое среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе, которое за последние три года составило 2,3. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2021 году сложились в размере 34,9 тыс. рублей увеличившись на 7,1% к уровню предыдущего года, величина прожиточного минимума –14,5 тыс. рублей при росте в 2,1%. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы ожидаются на уровне 38,4 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена на 2022 год в размере 16,6 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2021 года оценивается на умеренном уровне. В отчетном году показатель снизился на 2,1 п. п. по сравнению с 2020 годом и достиг своего минимума за последние 9 лет – 6,6%. За июнь-август текущего года данный показатель сложился на уровне 5,5%, что ниже уровня аналогичного периода 2021 года на 0,6 п. п. По итогам 2022 года регионом ожидается безработица на уровне 7,0%.

Объем инвестиций в основной капитал за 2021 год составил 70,6 млрд рублей, что на 21,0% выше, чем в 2020 году в сопоставимых ценах. Несмотря на рост инвестиционной активности, отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года осталось на низком уровне и составило 17,1%, тем самым оказав давление на рейтинговую оценку. В первом полугодии текущего года положительная динамика по привлечению инвестиций в экономику региона сохранилась. В январе-июне 2022 года инвестиции в основной капитал составили 29,1 млрд рублей, что выше уровня аналогичного периода 2021 года на 14,1% в сопоставимых ценах. Увеличение обусловлено ростом инвестиций в основной капитал крупными и средними предприятиями (+6,7% к аналогичному периоду 2021 года), из них в промышленное производство – (+16,0%), сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство – (+34,0%), торговлю – (в 3,9 раза). Инвестиции малого бизнеса сформировали 20% показателя, где вложения выросли на 30,0% в сопоставимых ценах и составили 5,8 млрд рублей. По итогам 2022 года инвестиции в основной капитал ожидаются в размере 83,9 млрд рублей, что выше значения 2021 года на 10,0% в сопоставимых ценах. Росту инвестиций будет способствовать реализация таких крупных проектов, как промышленный технопарк «Южная промзона» по переработке природного камня и промышленный технопарк «Карельские продукты» для размещения инновационных производств предпринимателей. В регионе действуют три территории опережающего социально-экономического развития – «Надвоицы», «Кондопога» и «Костомукша», территории шести муниципальных образований отнесены к территориям Арктической зоны Российской Федерации, что способствует привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Бюджет республики по итогам 2021 года характеризовался умеренным уровнем достаточности. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в отчетном году в структуре доходов приросла на 10,0 п. п. по сравнению с 2020 годом и составила 54,8%, тем самым немного превысив уровень допандемийного года. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимали налог на прибыль организаций – 34,9% и налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 28,8%. За 2021 год доходы регионального бюджета выросли на 20,6% по сравнению с 2020 годом, в том числе ННД на 47,5%, трансферты из федерального бюджета снизились на 3,7%. Диверсификация налоговой базы региона в 2021 году находилась на умеренном уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 11,7% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 29,9% налоговых доходов регионального бюджета. За 8 месяцев текущего года ННД увеличились на 6,4% к аналогичному периоду 2021 года. Положительная динамика наблюдалась как по налоговым (+5,5%), так и по неналоговым (+23,7%) доходам. В структуре налоговых доходов наибольший рост сложился по НДФЛ (+13,0%), акцизам (+13,2%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+22,9%). Увеличение поступлений по НДФЛ обусловлено уменьшением суммы досрочной выплаты налога в декабре 2021 года и переходом платежей на январь текущего года, а также поступлением налога, удержанного с выплаченных дивидендов; по акцизам – ростом поступлений доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию и доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в связи с индексацией ставок акцизов; по УСН – ростом налоговой базы. При этом налог на прибыль организаций продемонстрировал снижение на 13,6%, что в основном связано с ростом произведенных в июле текущего года возвратов налога и значительного сокращения поступлений от крупнейшего налогоплательщика региона – ответственного участника консолидированной группы. По неналоговым доходам прирост преимущественно связан с увеличением поступлений доходов от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. По итогам 2022 года регионом ожидаются поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет в размере 42,0 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 4,9%. За январь-август текущего года безвозмездные поступления из федерального бюджета увеличились на 14,9% к аналогичному периоду 2021 года и составили 20,5 млрд рублей, чему способствовал рост субсидий в 1,8 раза, при сокращении дотаций, субвенций и иных межбюджетных трансфертов на 15,9%, 3,3% и 6,1% соответственно. Рост субсидий обусловлен увеличением социальной поддержки населения (доплаты к пенсии, ежемесячные выплаты семьям с детьми от трех до семи лет и др.), стимулированием программ развития жилищного строительства, реализацией региональных проектов модернизации первичного звена здравоохранения, поддержкой малого и среднего предпринимательства и т. д.

Расходы регионального бюджета в 2021 году выросли на 2,8% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 42,8 млрд рублей, что формировало 61,5% всех расходов региона. На долю капитальных вложений в расходах бюджета пришлось 12,9%, что поддержало гибкость расходов бюджета. За 8 месяцев 2022 года расходы бюджета увеличились на 24,2% относительно аналогичного периода 2021 года, социальные расходы – на 11,6% и составили 29,9 млрд рублей. При этом доля расходов социального блока в общих расходах бюджета снизилась на 6,9 п. п. и составила 61,2%. Снижение доли обусловлено увеличением расходов по национальной экономике (в 1,6 раза) в связи с предоставлением межбюджетных трансфертов на ремонт региональной сети автомобильных дорог, а также дорог местного значения в рамках реализации мероприятий национального проекта «Безопасные и качественные дороги» и ЖКХ (в 2,2 раза) – с реализацией опережающими темпами мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда». По итогам 2022 года регион ожидает объем расходов на уровне 81,2 млрд рублей, что выше показателя 2021 года на 16,8%.

По итогам 2021 года региональный бюджет был исполнен с профицитом в размере 3,5 млрд рублей или 8,8% ННД. В 2022 году, в соответствии с законом о бюджете, исполнение бюджета ожидается с дефицитом в размере 7,0 млрд рублей или 16,6% ННД. Без учета задействования остатков средств региона и бюджетного инфраструктурного кредита дефицит прогнозируется на уровне 6,0 млрд рублей или 14,4% ННД, который будет покрыт за счет коммерческих заимствований в форме государственных ценных бумаг и банковских кредитов.

Уровень долговой нагрузки региона оценивается агентством позитивно. По состоянию на 01.01.2022 долг региона снизился на 16,9% и составил 19,8 млрд рублей, долговая нагрузка – на 38,5 п. п. и составила 49,6%, в том числе в связи с ростом ННД. По итогам 2022 года ожидается прирост объёма заимствований до 27,4 млрд рублей, долговой нагрузки (без учета бюджетного инфраструктурного кредита) – до 63,2%. Более существенное повышение долга и изменение пропорций относительно ННД может оказать давление на рейтинговую оценку. Рост долга обусловлен необходимостью покрытия прогнозируемого дефицита республиканского бюджета, привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. Долговой портфель на 01.01.2022 был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 90,8%, облигационных займов – 7,0% и коммерческих кредитов – 2,2%. По итогам 2022 года ожидается изменение структуры долга: доля бюджетных кредитов сократится и составит порядка 73,0%, доля банковских кредитов увеличится и выйдет на второе место – около 17,0%, облигационные займы будут формировать более 10,0% от объема долгового портфеля. Высокая доля бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля способствовала низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 1,1% за 2021 год. По итогам 2022 года данный показатель ожидается на уровне 1,3% ННД. График погашения обязательств оценивается позитивно, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.07.2022 составляет 6,2% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 7,2%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам. 

Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 73,1 млрд рублей, объем расходов бюджета – 69,5 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Карелия был впервые опубликован 31.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 15.04.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Карелия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Карелия принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Карелия дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023