Рейтинговые действия, 27.10.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Башкортостан на уровне ruАА+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 27 октября 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Башкортостан на уровне ruАА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Республика Башкортостан (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Республика – один из старейших нефтедобывающих регионов страны, центр химической промышленности и машиностроения. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающее производство и торговлю. Промышленность в регионе формирует более 30% валового регионального продукта. В обрабатывающих производствах преобладает деятельность по производству нефтепродуктов. В республике находится один из крупнейших в стране топливно-энергетический и нефтехимический комплекс, занимающийся переработкой нефтяного сырья, производством автомобильных бензинов и дизельного топлива. Регион входит в 10 регионов-лидеров по добыче нефти. Кроме того, республика является одним из крупнейших регионов по производству сельскохозяйственной продукции в России. Большая часть сельскохозяйственной продукции в Башкирии создается в животноводстве.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2021 года (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 2,1 трлн рублей, что на 3,3% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. Положительная динамика обусловлена приростом производственных мощностей предприятий региона на фоне улучшения экономической ситуации. По итогам 2022 года объем ВРП ожидается на уровне 2,3 трлн рублей. В отчетном году в республике наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства составил 107,9%. Положительная динамика была обусловлена увеличением производства во все отраслях промышленности: добыча полезных ископаемых (+0,4%), обрабатывающие производства (+8,2%), обеспечение электрической энергией, газом и паром (+6,6%); водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов (+36,6%). За 8 месяцев текущего года индекс промышленного производства составил 102,9% к уровню января-августа 2021 года, который был поддержан всеми секторами промышленного производства за исключением организаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов деятельность по ликвидации загрязнений (-3,9%). Наибольшую положительную динамику в промышленности продемонстрировал сектор добычи полезных ископаемых, индекс производства которого составил 123,1%, что обусловлено увеличением добычи сырой нефти и природного газа (+36,4%), добычи прочих полезных ископаемых (+10,2%), а также увеличением услуг в области добычи полезных ископаемых (+18,3%). По итогам текущего года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 105,2%.

Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 513,2 тыс. рублей, что выше уровня предыдущего года на 20,7% в действующих ценах. Высокий прирост показателя обусловлен ростом ВРП и снижением численности населения. На 01.01.2022 (далее – отчетная дата) численность населения региона составила 4,0 млн человек и за последние три года сократилась на 1,2%. Снижение связано с миграционным оттоком населения и естественной убылью. Несмотря на это республика входит в число десяти крупнейших регионов по данному показателю (7-е место среди субъектов РФ). Отрицательная динамика численности населения оказала давление на рейтинговую оценку. Поддержку рейтинговой оценке оказало высокое среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе, которое за последние три года составило 3,2. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2021 году сложились в размере 32,5 тыс. рублей увеличившись на 7,0% к уровню предыдущего года, величина прожиточного минимума – 10,0 тыс. рублей при росте в 2,2%. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы ожидаются на уровне 33,1 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена на 2022 год в размере 12,1 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2021 года находился на низком уровне. В отчетном году показатель снизился на 1,5 п. п. по сравнению с 2020 годом и достиг значения 2019 года – 4,4%, что положительно сказалось на рейтинговой оценке. За июнь-август текущего года данный показатель сложился на уровне 3,3%, что ниже значения аналогичного периода 2021 года на 0,8 п. п. По итогам 2022 года регионом ожидается безработица на уровне 6,7%.

Объем инвестиций в основной капитал за 2021 год составил 419,3 млрд рублей, что на 5,1% выше, чем в 2020 году в сопоставимых ценах. Несмотря на рост инвестиционной активности в регионе, отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года оставалось на умеренно низком уровне и составило 20,4%. В первом полугодии текущего года положительная динамика по привлечению инвестиций в экономику региона сохранилась. Инвестиции в основной капитал составили 161,8 млрд рублей, что выше уровня аналогичного периода 2021 года на 4,1% в сопоставимых ценах. По итогам текущего года объем инвестиций ожидается на уровне 505,9 млрд рублей, что выше показателя 2021 года на 20,7% в действующих ценах. Росту инвестиций будет способствовать реализация таких крупных проектов, как строительство современного свинокомплекса общей мощностью 15 000 тонн свинины в год, реконструкция и техперевооружение объектов производства листового стекла, восстановление установки «Гидрокрекинг» в филиале ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-Уфанефтехим». На территории республики действуют территории опережающего социально-экономического развития «Нефтекамск», «Благовещенск», «Белорецк», «Белебей», «Кумертау», ОЭЗ «Алга», индустриальные и аграрные парки, технопарки, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Бюджет региона характеризуется умеренно высоким уровнем достаточности: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов бюджета по итогам 2021 года приросла на 8,1 п. п. и составила 64,1%. За 2021 год доходы региона выросли на 11,9% по сравнению с 2020 годом, в том числе ННД на 27,9%, трансферты снизились на 10,0%. В составе ННД поступления по налоговым доходам приросли на 34,9%, по неналоговым сократились в 1,8 раза. В структуре трансфертов наблюдалось снижение поступлений по дотациям (-36,5%) и субвенциям (-26,5%). Диверсификация налоговой базы региона в 2021 году находилась на умеренном уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила более 10,0% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 34,9% налоговых доходов консолидированного бюджета региона. За 8 месяцев текущего года ННД увеличились на 32,7% к аналогичному периоду 2021 года. Положительная динамика наблюдалась как по налоговым (+23,2%), так и по неналоговым (в 3,9 раза) доходам. В структуре налоговых доходов наибольший рост сложился по налогу на прибыль организаций (в 1,4 раза), акцизам (+25,9%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+26,8%). Рост поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлен увеличением поступлений от консолидированных групп налогоплательщиков, по акцизам – за счет увеличением нормативов распределения доходов по акцизам на нефтепродукты для региона в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги», по УСН – увеличением количества налогоплательщиков. По неналоговым доходам рост обусловлен увеличением доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности (в 14,3 раза) в связи с ростом поступлений дивидендов по акциям, принадлежащим республике в 171,9 раз, а также увеличением поступлений по новому источнику в виде доходов от операций по управлению остатками на казначейских счетах, которые на 01.09.2022 составили 1,3 млрд рублей. По итогам 2022 года регион ожидает ННД в размере 174,0 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 10,5%.

Расходы региона в 2021 году сократились на 1,6% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность, их доля в расходах составила 67,7%, что соответствует уровню 2020 года. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2021 года было направлено 172,8 млрд рублей, что ниже уровня 2020 года на 1,6%. Гибкость расходной части бюджета республики оценивалась агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2021 году составила 10,3%. За 8 месяцев 2022 года расходы бюджета увеличились на 17,7% относительно аналогичного периода 2021 года, социальные расходы – на 8,8% и составили 116,7 млрд рублей. Наибольшее увеличение расходов наблюдалось по национальной экономике (+17,8%), образованию (+25,1%), здравоохранению (+12,1%) и социальной политике (+25,5%). По итогам 2022 года регион ожидает объем расходов на уровне 276,1 млрд рублей, что выше показателя 2021 года на 8,2%.

В 2021 году региональный бюджет был исполнен с дефицитом, который составил 5,9% ННД. Источниками покрытия бюджетного дефицита являлись заемные средства от размещения государственных облигаций республики. В 2022 году исполнение бюджета ожидается также с дефицитом, размер которого составит 19,6 млрд рублей или 11,3% ННД. Без учета задействования остатков средств региона и бюджетного инфраструктурного кредита дефицит прогнозируется на уровне 4,5 млрд рублей или 2,6% ННД, который будет покрыт за счет коммерческих заимствований в форме банковских кредитов, а также поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности.

Несмотря на рост долга в 2021 году (в 1,3 раза до 26,6 млрд рублей), долговая нагрузка на отчетную дату находилась на комфортно низком уровне (16,9%), что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2022 года ожидается рост долга до 37,4 млрд рублей, долговой нагрузки (без учета бюджетного инфраструктурного кредита) – до 17,2%. Несмотря на рост долга в 1,4 раза долговая нагрузка прирастет всего на 0,3 п. п., что связано с прогнозируемым ростом ННД. Увеличение долга обусловлено необходимостью покрытия прогнозируемого дефицита республиканского бюджета, привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и замещением рыночных заимствований муниципальных образований региона. Долговой портфель на 01.01.2022 был сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составляла 56,4%, на долю бюджетных кредитов приходилось 43,6%. По итогам 2022 года ожидается изменение структуры долга: на первое место выйдут бюджетные кредиты, их доля составит более 55,0% от общего долга, на облигационные займы придется порядка 40,0% и на банковские кредиты – 4,5%. Незначительный объем долговых обязательств республики, приходящихся к погашению в краткосрочном и среднесрочном периоде, смягчает риски рефинансирования. Для региона характерна низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за отчетный год составило 0,5%, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2022 года данный показатель ожидается на уровне 0,9% ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2021 года составил 246,0 млрд рублей, объем расходов – 255,2 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Башкортостан был впервые опубликован 20.06.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 05.05.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Башкортостан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Башкортостан принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Башкортостан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023