Рейтинговые действия, 12.04.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Тульской области на уровне ruА+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 12 апреля 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Тульской области на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Тульская область (далее - регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. На территории региона сконцентрированы предприятия оборонно-промышленного комплекса, которыми осуществляется разработка и производство продукции военного назначения. Структура экономики диверсифицирована с упором на обрабатывающие производства, которые представлены металлургическим и машиностроительным секторами, химической и пищевой промышленностью.

Регион характеризуется умеренными размерными характеристиками: объем ВРП в 2022 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 932,6 млрд рублей, что практически соответствует уровню 2021 года (на 0,1% ниже уровня 2021 года в сопоставимых ценах). Негативное влияние на динамику ВРП по итогам года оказало снижение в сопоставимых ценах объема работ в строительстве (-8,6% к уровню 2021 года) и оборота розничной торговли (-2,0%). В свою очередь индекс промышленного производства отразил позитивную динамику и составил 102,5%, что обусловлено ростом промышленного производства в базовых отраслях промышленности: оборонно-промышленном комплексе, химической (открыты новые производства АО «НАК «Азот», ООО «Полипласт Новомосковск»), металлургической (освоены новые рынки сбыта продукции) и пищевой (существенно увеличилось производство напитков) промышленности. По итогам 2023 года регионом ожидается, что индекс промышленного производства составит 100,6%, а объем ВРП – 1,0 трлн рублей.

По расчетам агентства, объем ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 626,3 тыс. рублей. Численность населения региона с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, составила 1 481,5 тыс. человек на 01.01.2023 (далее – отчетная дата), что на 1,0% ниже значения аналогичной даты предыдущего года. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 2,7, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2022 году увеличились на 11,0% до 35,7 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 22,5%, до 13,6 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы в 2022 году составил 3,6%, что на 0,2 п. п. ниже уровня 2021 года. По итогам 2023 года регионом ожидается безработица на уровне 3,8%.

Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году составил 212,3 млрд рублей, что на 0,2% выше уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на умеренном уровне и составило 21,2%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года регионом ожидается объем инвестиций в размере 230,0 млрд рублей. 

Бюджетная автономия региона находится на высоком уровне: по итогам 2022 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона составила 76,2%, что на 5,7 п. п. выше уровня 2021 года. Причиной такой динамики стал рост ННД на 16,8% при снижении объема межбюджетных трансфертов на 19,5%. В структуре налоговых доходов наблюдался рост по всем бюджетообразующим налогам, включая налог на прибыль организаций (+12,3%), НДФЛ (+17,2%), акцизы (+19,4), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+17,5%), налог на имущество организаций (+23,9%).  Увеличение по налогу на прибыль организаций и НДФЛ обусловлено позитивными результатами финансово-хозяйственной деятельности ряда крупнейших предприятий химической промышленности, оптовой торговли, оборонно-промышленного комплекса и других отраслей, благодаря чему также вырос объем фонда оплаты труда. Рост поступлений по акцизам связан с индексацией ставок акцизов (за исключением прямогонного бензина), увеличением объемов реализации подакцизной продукции, а также зачислением с 01.01.2022 акцизов на жидкую сталь по нормативу 17% в консолидированные бюджеты субъектов РФ. Позитивная динамика по УСН обусловлена увеличением числа плательщиков налога и ростом налогооблагаемой базы, по налогу на имущество – в связи с увеличением авансовых платежей предприятий оптовой торговли, оборонно-промышленного комплекса, бюджетных учреждений и других. Неналоговые доходы в 2022 году выросли более чем в 1,4 раза за счет поступлений доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Диверсификация налоговой базы региона оценивается сдержанно: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 10,5% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 31,8% налоговых доходов областного бюджета. В части межбюджетных трансфертов снижение наблюдалось по дотациям (-71,0%), субвенциям (-47,9%) и иным межбюджетным трансфертам (-19,1%), при этом по субсидиям наблюдался рост на 20,4%. В текущем году регионом ожидается снижение объема доходов бюджета на 12,5%, что обусловлено прогнозируемым сокращением поступлений ННД на 3,7% на фоне усиления геополитической напряженности и текущих макроэкономических условий, а также закладываемым в текущей версии закона о бюджете снижением межбюджетных трансфертов на 32,3% в связи с наличием нераспределенных между субъектами РФ в соответствии с Федеральным законом № 466-ФЗ видов межбюджетных трансфертов и распределением средств в течение финансового года.

Расходы регионального бюджета в 2022 году приросли на 14,7% относительно 2021 года и составили 121,2 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность: на финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение отчетного года было направлено 80,5 млрд рублей или 66,4% совокупных расходов. Доля социальных расходов в 2022 году снизилась на 5,2 п. п. относительно уровня 2021 года, что обусловлено более высокими темпами роста расходов на направления несоциального характера и снижением расходов на здравоохранение. Наибольший рост наблюдался по расходам на общегосударственные вопросы (в 1,5 раза), национальную экономику (+27,5%), ЖКХ (в 1,7 раза), образование (+16,7%) и физическую культуру и спорт (в 1,6 раза). Увеличение расходов на общегосударственные вопросы обусловлено, в основном, финансированием мероприятий по реализации специального инфраструктурного проекта, связанного с обеспечением жизнедеятельности населения. На национальную экономику – ремонтом и реконструкцией автомобильных дорог, а также реализацией инфраструктурных проектов и региональных программ. На ЖКХ – оплатой заключенных контрактов на участие в долевом строительстве по счетам эскроу, реализацией инфраструктурных проектов за счет бюджетных кредитов из федерального бюджета, авансированием работ по строительству ряда объектов. На образование – увеличением целевого показателя по заработной плате педагогических работников, строительством школ и модернизацией школьных систем образования. На физическую культуру и спорт – финансированием капитальных вложений и проведением спортивных мероприятий. Расходы на здравоохранение сократились на 9,2% на фоне снижения отдельных капитальных вложений, финансирования мер по профилактике и устранения последствий распространения коронавирусной инфекции. Гибкость расходной части бюджета региона оценивается позитивно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 9,5%. По итогам 2023 года регионом ожидается снижение расходов областного бюджета на 6,6% в связи с уменьшением объема предусмотренных расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

По итогам 2022 года региональный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 1,9 млрд рублей или 2,0% ННД, за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита исполнение бюджета было бездефицитным. По данным региона, исполнение бюджета в текущем году ожидается с дефицитом в размере 8,7 млрд рублей или 10,0% ННД, за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита и остатков средств на счетах дефицит бюджета составит 3,4 млрд рублей или 3,9% ННД, который будет профинансирован за счет банковских кредитов.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2023 находилась на низком уровне: совокупный объём долгового портфеля составил 19,9 млрд рублей, что на 11,6% выше, чем на 01.01.2022, однако долговая нагрузка (за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита) на фоне роста ННД снизалась на 3,5 п. п. и составила 19,4%.  На росте долга отразилось привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов и бюджетных кредитов на замещение рыночного долга муниципальных образований. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован из бюджетных кредитов (91,5%), банковских кредитов (7,5%) и гарантийных обязательств (1,0%). Расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 0,2% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.

По итогам 2023 года ожидается увеличение долга более чем в 1,5 раза за счет привлечения банковских кредитов на финансирование дефицита, бюджетных инфраструктурных кредитов, а также в результате максимального закладываемого лимита по гарантийным обязательствам на 01.01.2024. Несмотря на рост долга долговая нагрузка (за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита) останется на комфортном уровне и составит 29,4%. В 2023 году доля бюджетных кредитов снизится до 66,5%, а доли банковских кредитов и гарантийных обязательств вырастут до 20,7% и 12,8% соответственно. Достаточная ликвидность бюджета поддерживается остатками средств на счетах, доступом к краткосрочным казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 119,4 млрд рублей, объем расходов – 121,2 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Тульской области был впервые опубликован 20.12.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.10.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Тульской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Тульской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Тульской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023