Рейтинговые действия, 25.01.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Татарстан на уровне ruAAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 25 января 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Татарстан на уровне ruAAA, прогноз по рейтингу стабильный.

Республика Татарстан (далее – субъект, регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 68 тыс. кв. км, административный центр – г. Казань. Регион обладает большими сырьевыми ресурсами и входит в число лидеров среди субъектов РФ по добыче нефти. Крупнейшим нефтяным месторождением республики и Волго-Уральской провинции является Ромашкинское месторождение, разрабатываемое ПАО «Татнефть». Помимо нефтедобычи к ведущим отраслям промышленности региона относятся машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, а также легкая и пищевая промышленность.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2022 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 3,8 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 4,3% выше уровня 2021 года.  По данным за 11 месяцев 2022 года наиболее существенное положительное влияние на динамику ВРП оказал рост промышленного производства (+7,0%) и строительства (+18,7%).  Увеличение промышленного производства сложилось в обрабатывающих производствах (+8,3%), добыче полезных ископаемых (+5,8%) и обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (+1,6%). Объем ВРП по итогам 2023 года ожидается регионом в размере 3,9 трлн рублей.

Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокий объем ВРП на душу населения, который по итогам 2022 года, по расчетам агентства, составил 968,0 тыс. рублей. В соответствии с прогнозными данными региона, численность населения региона на 01.01.2023 составит 3 884,2 тыс. человек. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 3,8, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По оценке региона, уровень безработицы в 2022 году вырос на 0,8 п. п. относительно уровня 2021 года, но по-прежнему остался на низком уровне и составил 3,4%.

Благодаря усилиям бизнеса и поддержке государства объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года вырос на 0,5% относительно уровня 2021 года в сопоставимых ценах и составил 774,4 млрд рублей. В пяти городах республики действуют территории опережающего социально-экономического развития, кроме того, функционируют две особые экономические зоны «Алабуга» и «Иннополис», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов. В силу высокого значения объема ВРП отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 21,3%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года регионом ожидается объем инвестиций в основной капитал в размере 782,7 млрд рублей.

По оперативным данным за 2022 год бюджетная автономия региона продемонстрировала рост: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 81,0%, что на 2,1 п. п. выше уровня 2021 года в связи с ростом ННД на 30,8% при росте межбюджетных трансфертов на 14,3% к предыдущему году. По предоставленным данным, в структуре налоговых доходов наблюдался рост по налогу на прибыль организаций (+39,0 %), НДФЛ (+17,0%), акцизам (+17,4%) и налогу на имущество организаций (+15,0%). Существенный рост платежей по налогу на прибыль обусловлен, в основном, увеличением поступлений налога от нефтедобывающих компаний в связи с изменением цены на нефть и курса доллара. Также наблюдался рост поступлений от нефтеперерабатывающих компаний, предприятий, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков, торговых организаций. По итогам сложившейся динамики структура налоговых доходов осталась прежней, лидирующая позиция сохранилась за налогом на прибыль организаций, при этом его доля выросла с 44,0% до 48,2%, а доли НДФЛ и акцизов, занимающих второе и третье место по значимости, снизились и составили 23,5% и 12,0% соответственно.  Рост объема межбюджетных трансфертов в отчетном году был связан, прежде всего, с увеличением объема субсидий. Диверсификация налоговой базы региона оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 19,2% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 37,5% налоговых доходов регионального бюджета. Согласно закону о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, в текущем году ожидается снижение объема доходов республиканского бюджета на 24,0%, что обусловлено снижением объема ННД на 23,1% и объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 25,6% относительно уровня 2022 года. Среди бюджетообразующих налогов в законе о бюджете на 2023 г. наиболее существенное снижение заложено по налогу на прибыль организаций (-37,9%). В целом ожидаемое снижение ННД связано со сложной экономической обстановкой, складывающейся под влиянием обострения геополитических процессов, нарастания внешних шоков, беспрецедентного санкционного давления.

По оперативным данным, расходы региона в 2022 году выросли на 34,8% по сравнению с 2021 годом. Гибкость расходной части бюджета региона оценивается позитивно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2022 году составила 19,3%. В соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, в текущем году ожидается снижение расходов на 19,9%, в том числе в результате сокращения объема капитальных расходов на 15,2%, что обусловлено ожидаемой динамикой ННД.

По итогам 2022 года региональный бюджет исполнен с дефицитом 10,6 млрд рублей или 2,9% от ННД, однако за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита исполнение бюджета является бездефицитным. Согласно закону о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, исполнение бюджета в текущем году ожидается с дефицитом в размере 27,1 млрд рублей или 9,6% ННД, который будет покрыт остатками средств на счетах республиканского бюджета.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2023 оценивается положительно: совокупный объём долгового портфеля составил 103,5 млрд рублей, что на 7,1% выше, чем на 01.01.2022, долговая нагрузка (за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита) снизилась на 10,1 п. п. и составила 24,3%. Снижение долговой нагрузки связано со списанием части долга по бюджетным кредитам и сокращением объема гарантийных обязательств на фоне отмеченного роста ННД. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых выросла относительно предыдущего периода на 6,2 п. п. и составила 95,2%, а остальной долг представлен гарантийными обязательствами с долей 4,8%. В 2022 году привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов в размере 14,3 млрд рублей отразилось на увеличении объема долга и доли бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля. Расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 0,1% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Низкий уровень расходов на обслуживание долга региона обусловлен преобладанием бюджетных кредитов в долговом портфеле. Достаточная ликвидность бюджета поддерживается остатками средств на счетах, а также доступом к краткосрочным казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 452,6 млрд рублей, объем расходов – 463,2 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Татарстан был впервые опубликован 11.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.08.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Татарстан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Татарстан принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Татарстан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023