Рейтинговые действия, 16.05.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Волгоградской области на уровне ruА-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 16 мая 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Волгоградской области на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.

Волгоградская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Регион является одним из ведущих индустриальных центров России. Экономика региона базируется на обрабатывающей промышленности (машиностроение и металлообработка, производство нефтепродуктов, химическая и пищевая промышленность). Помимо этого, в области развита оптовая и розничная торговля и многоотраслевое сельское хозяйство.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2022 год (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 1,1 трлн рублей, что на 1,0% выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. По итогам текущего года регионом ожидается рост ВРП на 1,8% относительно 2022 года в сопоставимых ценах.  Позитивное влияние на динамику ВРП в 2022 году оказал рост промышленного производства – индекс промышленного производства составил 103,8%. Основной вклад в темпы роста выпуска промышленной продукции внесли обрабатывающие производства, обеспечив индекс на уровне 106,6%. Предприятия машиностроительного комплекса нарастили производство автотранспортных средств и оборудования в 2,4 раза; машин и оборудования – в 1,5 раза. Металлургическое производство по сравнению с итогами 2021 года выросло на 20,5%, выпуск готовых металлических конструкций – в 1,5 раза. В химической промышленности также наблюдалась положительная динамика (производство химических веществ и продуктов выросло на 8,0%). Вместе с тем индекс производства по добыче полезных ископаемых в 2022 году составил 80,9%, что связано с высокой выработкой запасов нефти по основным месторождениям региона.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 437,5 тыс. рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Численность населения региона с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, составила 2 470,1 тыс. человек на 01.01.2023 (далее – отчетная дата), что на 0,9% ниже значения аналогичной даты предыдущего года. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 2,6, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2022 году увеличились на 14,2% до 31,6 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 17,8%, до 12,0 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы в 2022 году составил 3,5%, что на 1,4 п. п. ниже уровня 2021 года. По итогам 2023 года регионом ожидается безработица на уровне 3,6%.

Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году вырос по сравнению с 2021 годом на 3,2% в сопоставимых ценах и составил 216,5 млрд рублей. Несмотря на позитивную динамику отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 18,8%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года объем инвестиций в основной капитал составит 226,5 млрд рублей.

Регион характеризуется умеренно высоким уровнем бюджетной автономии: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 65,2%, что на 4,3 п. п. выше уровня 2021 года в связи с ростом ННД на 17,4% при снижении объема межбюджетных трансфертов на 5,4% к предыдущему году. В налоговых доходах рост сложился по всем бюджетообразующим налогам, включая НДФЛ (+10,8%), налог на прибыль организаций (+29,5%), акцизы (+12,6%), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+20,6%), налог на имущество организаций (+12,3%).  Динамика поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлена улучшением результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, по акцизам – особым порядком распределения акцизов через уполномоченный территориальный орган федерального казначейства между субъектами Российской Федерации, а также индексацией налоговых ставок по акцизам, по УСН – ростом доходности бизнеса, в большей части зависящей от индекса потребительских цен и применением налоговых ставок, по налогу на имущество организаций  –  вводом в эксплуатацию новых объектов основных средств. Диверсификация налоговой базы региона оказывает негативное влияния на рейтинговую оценку, т. к. бюджет региона существенно зависит от финансового состояния одной компании: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 27,4% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 48,0% налоговых доходов регионального бюджета. В разрезе межбюджетных трансфертов наблюдалась положительная динамика по дотациям (+7,0%) и субсидиям (+2,3%) и отрицательная – по субвенциям (-21,0%) и иным межбюджетным трансфертам (-22,8%). По итогам 2023 года регионом ожидается снижение доходов на 2,6%, в том числе по межбюджетным трансфертам на 8,0%, при росте ННД на 2,2%.

Расходы регионального бюджета в 2022 году приросли на 8,8% и составили 157,7 млрд рублей, из которых 97,0 млрд рублей (61,5% совокупных расходов) было направлено на финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. Среди наиболее значимых направлений в структуре расходов существенный рост наблюдался по расходам на национальную экономику (+23,7%), ЖКХ (+51,6%), культуру и кинематографию (+42,2%) и межбюджетные трансферты (+25,7%). При этом наблюдалось сокращение расходов на здравоохранение (-16,0%), физическую культуру и спорт (-15,3%). Рост расходов бюджета на национальную экономику был в значительной степени поддержан поступлениями межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, позитивная динамика расходов на ЖКХ обусловлена принятием обязательств в рамках соглашений с государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по опережающему финансированию мероприятий регионального проекта. На культуру и кинематографию расходы выросли на фоне повышения оплаты труда. В 2022 году регион существенно увеличил объем распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. На увеличение межбюджетных трансфертов также повлияло использование средств резервного фонда Администрации Волгоградской области.  Уменьшение расходов на здравоохранение обусловлено сокращением поступлений межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. Снижение расходов на физическую культуру и спорт произошло в связи с переходом команды «Спортивный клуб «Ротор» из Премьер-Лиги в Футбольную национальную лигу для участия в чемпионате России. Гибкость расходной части бюджета региона оказала сдерживающее влияние на рейтинговую оценку: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 7,3%. По итогам 2023 регионом ожидается рост расходов на 1,4%.

По итогам 2022 года бюджет региона сложился с профицитом 0,2% ННД. Исполнение бюджета в 2023 году планируется с дефицитом в размере 6,2 млрд рублей или 5,9% ННД. Без учета инфраструктурного бюджетного кредита и остатков средств на счетах, за счет которых прогнозируется покрыть прогнозируемый дефицит, исполнение бюджета будет бездефицитное.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2023 находилась на умеренном уровне: совокупный объём долгового портфеля составил 59,7 млрд рублей, что на 4,6% выше, чем на 01.01.2022, долговая нагрузка (за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита) на фоне роста ННД снизалась на 9,2 п. п. и составила 55,9%.  На росте долга отразилось привлечение бюджетных кредитов на замещение рыночного долга муниципальных образований и инфраструктурных бюджетных кредитов. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован из бюджетных кредитов (72,2%), банковских кредитов (16,9%) и облигационных займов (10,9%). Расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 1,3% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. График погашения обязательств оценивается сдержанно, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2023 составляет 26,4% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 7,5%.

По итогам 2023 года ожидается увеличение долга на 2,2% в связи с привлечением бюджетного инфраструктурного кредита, долговая нагрузка (за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита) снизится на фоне ожидаемого роста ННД и составит 52,9%. Доли бюджетных и банковских кредитов в структуре долга по итогам года вырастут до 73,8% и 21,3% соответственно, а доля облигационных займов снизится до 4,9%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде доступа к казначейским кредитам.

Объем доходов бюджета региона по итогам 2022 года составил 157,9 млрд рублей, объем расходов бюджета – 157,7 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Волгоградской области был впервые опубликован 09.07.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 22.11.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Волгоградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Волгоградской области принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Волгоградской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023