Лизинг и факторинг, 12.09.2023

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Перфильев Анатолий
Зоя Советкина
Руслан Коршунов

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный рост относительно низкой базы аналогичного периода 2022-го, на который пришелся пик геополитического кризиса. Тем не менее некоторая стабилизация экономической ситуации, экспансия китайских поставщиков и выстраивание новых логистических цепочек позволили установить исторический рекорд по объему нового бизнеса. Однако подобный рост во многом обусловлен подорожанием техники на фоне роста инфляции и дефицита предметов лизинга вследствие ухода ряда крупных иностранных производителей машин и оборудования из России. Так, средняя стоимость нового договора лизинга в 1-м полугодии 2023 года составила 11,3 против 9,5 млн рублей годом ранее. В целом рост лизингового бизнеса превысил динамику российской экономики, вследствие чего доля рынка лизинга в ВВП достигла рекордного значения 2,6 против 1,4% годом ранее. Объем лизингового портфеля за 1-е полугодие 2023 года вырос на 6,7% и составил 7,2 трлн рублей на 01.07.2023.

Максим Калинкин
Максим Калинкин,
генеральный директор ГК «Газпромбанк Лизинг»:

«С учетом реализуемых крупных проектов как по строительству объектов в нефтегазовой сфере, обустройстве месторождений, так и в автодорожном строительстве перспективы положительные. Наши клиенты активно приобретают спецтехнику, строительно-дорожную и колесную технику, а сама строительно-дорожная отрасль для группы «Газпромбанк Лизинг» является стратегической».

Объем нового бизнеса корпоративных сегментов в 1-м полугодии 2023 года вырос на 81% относительно аналогичного периода 2022-го в основном за счет увеличения лизинга железнодорожной техники, объем которого вырос на 105%. Переориентация грузовых потоков на большие расстояния восточного направления повысила потребность перевозчиков в вагонах. Рекордный урожай злаковых и поддержка инфраструктурных проектов способствовали росту погрузки соответственно зерна и строительных грузов на железнодорожных путях. Динамика розничных отраслей составила 97% и была обусловлена увеличением нового бизнеса в сегментах лизинга автотранспорта и строительной техники. Основными драйверами здесь выступили грузовые автомобили и строительная техника, объем нового бизнеса с которыми вырос на 138 и 115% соответственно. Крупные автоперевозчики и строительные компании активно закрывают дефицит парка китайской техникой, развитие инфраструктурных проектов и выстраивание новой логистики стимулируют наращивание грузоперевозок и спрос на строительную технику. Сегмент легковых автомобилей показал более скромную динамику, увеличив объем нового бизнеса на 59%. В итоге доля автолизинга в новом бизнесе в 1-м полугодии 2023 года выросла до 50 против 46% аналогичного периода 2022-го.

Вячеслав Спиров
Вячеслав Спиров,
генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг»:

«Сейчас уже лизинг рассматривается клиентами шире, чем просто финансирование, он дает возможность эффективно управлять обслуживанием автомобиля, топливной программой, оказывать помощь на дороге, сопровождать страховые случаи, осуществлять мониторинг имущества».

На фоне роста экономической активности в первой половине текущего года лизинг был востребованным инструментом по обновлению и увеличению корпоративных автопарков. Как следствие, по расчетам «Эксперт РА», отмечается рост проникновения лизинга в автопродажи: в продажах новых грузовых автомобилей доля лизинга за период 01.07.2022–01.07.2023 увеличилась с 60 до 85%, а в новых легковых и коммерческих автомобилях – с 16 до 20%. При этом у последних доля существенно ниже, чем в продажах грузовиков, поскольку легковые автомобили большей частью приобретают физлицами без использования лизинга. Стоит отметить, что положительная динамика нового бизнеса в той или иной степени наблюдается во всех крупных сегментах лизинга, за исключением недвижимости (-86%), значительный объем сделок с которой в отдельные периоды поддерживался разовыми проектами, и авиационного транспорта (-59%) вследствие действующих санкций на международные направления и ограниченных производственных возможностей по обновлению авиапарка.

Лидирующую позицию по объему нового бизнеса за 1-е полугодие 2023 года сохраняет ГК «Газпромбанк Лизинг», показав максимальный абсолютный по рынку прирост к аналогичному периоду 2022-го (+195 млрд руб. или +129%). ГК «Сбербанк Лизинг» занимает 2-ю строчку, продемонстрировав рост нового бизнеса на 142%, а «ВТБ Лизинг» – 3-е место (+40%). Концентрация лизингового рынка по объему нового бизнеса на топ-10 компаний поддерживается на высоком уровне и по итогам 1-го полугодия 2023 года составила 72%. При этом доля лизинговых компаний, принадлежащих кредитным организациям, выросла с 54 до 62%. Основной прирост нового бизнеса по рынку (436 из 720 млрд рублей) обеспечили такие крупные лизингодатели, как ГК «Газпромбанк Лизинг», ГК «Сбербанк Лизинг», ГТЛК, «ВТБ Лизинг» и ГК «Альфа-Лизинг».

Рустем Мухамедов
Рустем Мухамедов,
генеральный директор «РЕГИОН Лизинга»:

«Необходимо учитывать все запросы клиента, понимать, что важно в той или иной сделке, понимать, какой продукт предложить. Например, для кого-то на первое место выходят сервис и объем сопутствующих услуг. В других сделках одну из важнейших ролей при выборе подрядчика лизинговых услуг играет ставка по лизингу».

Таблица. Топ-20 лизинговых компаний России по объему нового бизнеса за 1-е полугодие 2023 года

Место по НБ Наименование компании ИНН Кредитный рейтинг «Эксперт РА» на 30.08.23 НБ за 1пг2023, млн руб. Прирост НБ за 1пг2023 к 1пг2022, % Новые договора за 1пг2023, млн руб. Лизинговый портфель на 01.07.23, млн руб.
01.07.23 01.07.22
1 1 Газпромбанк Лизинг (ГК) 7728294503 346 307 129 566 069 1 166 524
2 4 Сбербанк Лизинг (ГК) 7707009586 140 882 142 236 916 952 348
3 2 ВТБ Лизинг 7709378229 ruAA 139 989 40 225 497 657 379
4 5 Альфа-Лизинг (ГК) 7728169439 97 056 70 172 792 519 122
5 10 Государственная транспортная лизинговая компания 7720261827 95 231 448 226 185 1 248 253
6 3 ЛК «Европлан» 9705101614 ruAA 82 199 40 н.д. 300 106
7 6 Балтийский лизинг (ГК) 7826705374 ruAA- 71 598 94 107 787 205 546
8 7 РЕСО-Лизинг 7709431786 ruA+ 41 570 24 71 297 166 588
9 8 Росагролизинг 7704221591 ruAA- 36 183 46 59 859 215 716
10 13 Совкомбанк Лизинг 7709780434 ruAA- 27 957 135 42 773 66 576
11 17 ДельтаЛизинг 2536247123 27 428 318 36 225 109 020
12 14 Интерлизинг 7802131219 ruA- 22 366 107 34 366 64 185
13 11 ЛК Эволюция 9724016636 21 361 29 33 189 52 438
14 9 ПСБ Лизинг (ГК) 7722581759 20 226 -17 38 182 278 249
15 12 Универсальная лизинговая компания 2721084628 18 450 24 27 366 67 854
16 20 Мэйджор Лизинг 5024093363 16 489 232 25 787 50 588
17 16 Восток-Лизинг 1644031715 14 077 103 20 735 36 184
18 21 УралБизнесЛизинг 1835061171 11 784 139 18 433 41 538
19 18 РЕГИОН Лизинг 7730650445 11 031 90 18 322 54 992
20 24 Ураллизинг (ГК) 6659083401 ruA 10 474 154 16 344 28 088

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Рэнкинги крупнейших лизингодателей как в целом по рынку, так и по отдельным отраслевым и территориальным сегментам доступны по ссылке.

Агентство «Эксперт РА» традиционно публикует рэнкинги лизинговых компаний по:

- размеру портфеля;
- регионам;
- числу заключенных сделок;
- объему профинансированных средств;
- сегментам имущества в портфеле и новом бизнесе;
- оперлизингу в портфеле и новом бизнесе;
- и др.

Детальный прогноз по лизинговому рынку на 2024 год агентство «Эксперт РА» представит в декабре 2023-го. Исследование будет презентовано на форуме «Лизинг в России» в декабре и станет содержательной основой для панельной дискуссии и работы в секциях. В этом году форум агентства «Эксперт РА» соберет свыше 250 профессионалов лизингового рынка на новой площадке в центре Москвы. Приглашаем принять участие в мероприятии и предложить свои темы для обсуждения. Регистрация по ссылке.

Приложение 1. Объем и динамика рынка

Таблица 1. Индикаторы развития рынка

Показатели 1пг2019 1пг2020 1пг2021 1пг2022 1пг2023
Объем нового бизнеса, млрд руб. 730 570 945 770 1 490
Темпы прироста (период к периоду), % 13 -22 66 -19 94
Сумма новых договоров лизинга, млрд руб. 1 174 845 1 399 1 299 2 482
Темпы прироста (период к периоду), % 12 -28 66 -7 91
Концентрация на топ-10 компаний в объеме нового бизнеса, % 71 63 61 73 72
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. 511 525 635 894 1 087
Темпы прироста (период к периоду), % 1 3 21 41 22
Объем профинансированных средств, млрд руб. 621 588 914 875 1 666
Совокупный портфель лизинговых компаний (на дату), млрд руб. 4 500 4 800 5 575 6 100 7 200
Темпы прироста (за период), % 5 -2 8 -5 18
ВВП России (в текущих ценах по данным Росстата), млрд руб. 47 593 44 547 58 006 55 686 56 466
Доля лизинга в ВВП, % 1,5 1,3 1,6 1,4 2,6

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Таблица 2. Структура рынка по видам имущества

Виды имущества Доля в НБ за 1пг2022, % Доля в НБ за 1пг2023, % Динамика НБ за 1пг2023 к 1пг2022, % Доля в портфеле на 01.07.2023, %
Грузовой автотранспорт 25 31 138 21
Строительная техника 16 18 116 12
Железнодорожная техника 15 16 106 26
Легковые автомобили 19 15 59 11
Сельскохозяйственная техника и скот 6 4 27 4
Автобусы и троллейбусы 1,8 3 231 3
Машиностр. и металлообр оборудование 1,8 2 159 2
Оборудование для нефте- и газодобычи 1,8 1 -24 1,1
Суда (морские и речные) 0,5 2 518 6
Авиационный транспорт 4 0,9 -60 6
Погрузчики и складское оборудование 1,6 0,9 8 0,7
Телекоммуникационное оборудование 0,5 0,8 212 0,8
Оборудование для пищевой промышленности 0,2 0,4 333 0,3
Энергетическое оборудование 0,3 0,3 102 0,3
Медицинская техника 0,3 0,3 67 0,2
Оборудование для ЖКХ 0,3 0,2 52 0,2
Недвижимость (здания и сооружения) 3 0,2 -87 3,1
Деревообрабатывающее оборудование 0,2 0,2 85 0,1
Полиграфическое оборудование 0,0 0,1 - 0,1
Прочее имущество 2,7 3,7 148 3

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Приложение 2. Интервью

Финансовые итоги группы «Газпромбанк Лизинг» за 1-е полугодие беспрецедентны для всего рынка

- Как бы вы охарактеризовали динамику и результаты деятельности компании по итогам работы в 1-м полугодии 2023 года? Что способствовало достижению запланированных показателей или что привело к обратному результату?

- Достигнутые финансовые результаты группы «Газпромбанк Лизинг» по итогам 1-го полугодия 2023 года беспрецедентны не только для нас, но и, думаю, для всего рынка. Объем нового бизнеса достиг 410 млрд рублей (с НДС), что в два раза больше аналогичного периода прошлого года. Портфель вырос также в два раза. При этом отмечу, что корпоративное направление, наиболее пострадавшее в прошлом году, за шесть месяцев практически выполнило годовой объем 2022-го.

- Планирует ли компания наращивание позиций в новых для себя сегментах и какие-либо изменения в продуктовой линейке на среднесрочном горизонте (в т. ч. развитие краткосрочной аренды, дополнительных услуг и сервисов, возвратный лизинг)? Как оцениваете перспективы лизинга подержанной техники и кикшеринга?

- Мы всегда ищем точки роста и пути развития, особенно сейчас, когда конъюнктура рынка меняется очень быстро. Планируем запустить операционный лизинг, с возвратным лизингом уже работаем, в прошлом и текущем годах клиенты обращались к этому инструменту. Спрос на лизинг подержанной техники продолжает быть высоким, поскольку начавшийся в прошлом году всплеск еще продолжается. Например, в группе «Газпромбанк Лизинг» доля подержанного транспорта в общем объеме автосегмента занимает 14%. Рынок кикшеринга интересный и перспективный, через три года его объем может вырасти в три раза, почти до 40 млрд рублей. Если будет спрос, то мы готовы рассматривать такие сделки.

Также хочу отметить наращивание позиций группы в социальном лизинге. В этом году мы профинансировали обновление материально-технической базы образовательных учреждений в Нижнем Новгороде, отопительных систем (котельных) в Хабаровском крае, корпоративного парка автобусов для Башкирии и проч. Сейчас ведется работа по ряду направлений в этом сегменте, в т. ч. по модернизации фонда ЖКХ в регионах, коммунальной техники, линий освещения, городского транспорта.

- Как вы оцениваете результаты переориентации лизингового бизнеса на азиатских производителей? Какие, по вашему мнению, основные проблемы в работе с китайскими поставщиками предметов лизинга и каким образом удается их решать? Каковы ожидания по дальнейшему сотрудничеству с китайскими производителями? Какая техника из Китая еще не распространена в России, но может иметь значительный потенциал на нашем рынке?

- Еще в 2022 году практически все игроки модернизовали свои продуктовые линейки с фокусом на китайских производителей. Группа «Газпромбанк Лизинг» всегда исходит из спроса, потребностей и инвестпланов клиентов. Поэтому могу сказать, китайские партнеры практически во всех сегментах смогли достаточно оперативно удовлетворить имеющийся спрос. Речь идет как о легковом транспорте, так и о грузовом, и специализированном. Например, в легковом сегменте доля продаж китайских брендов за 1-е полугодие 2023 года составила 40% от общего количества проданных автомобилей. К концу года она может вырасти до 50–60%. Делаем вывод исходя из того, что в первые шесть месяцев в Россию было ввезено 325,8 тыс. легковых автомобилей, что в пять раз больше аналогичного периода прошлого года (по данным ФТС). Количество же только официально представленных легковых брендов насчитывает чуть более 20 наименований.

Потенциал для китайских производителей мы видим в узких специализированных нишах. Это может быть карьерная и горнодобывающая техника, отдельные позиции дорожно-строительной линейки. Такая техника, как правило, проходит более длительный период испытаний для принятия решений о ее использовании.

- Как вы оцениваете перспективы лизинга автомобилей в 2023 году? Какие основные проблемы в данном сегменте можете выделить и что может способствовать росту объема сделок на среднесрочном горизонте? Как оцениваете перспективы каршеринга в России, окажет ли его развитие влияние на рост лизинга автомобилей?

- За шесть месяцев 2023 года рынок продаж новых легковых автомобилей вырос на 14% и составил 401 тыс. единиц (по данным «Автостата»). Рост связан с выходом на рынок РФ новых брендов, расширением модельного ряда, а также перезапуском российских производств. Если обратиться к статистике, то в 2021 году в РФ было продано 1,6 млн автомобилей, в 2022-м – 626 тыс. В 2023 году по прогнозам продажи составят порядка 900 тыс. автомобилей. Поэтому на фоне постепенного восстановления авторынка его потенциал оценивается как достаточно высокий.

Радует, что лизингополучатели постепенно адаптируются к текущим условиям, пополняя свои парки новыми брендами, в т. ч. при помощи лизинга, который при росте стоимости и владения автомобилем становится все более актуальным на сегодняшний день. Но существенного роста рынка лизинга в денежном выражении мы не предвидим, так как сегмент премиальных автомобилей еще не восполнен.

Росту объема сделок на среднесрочном горизонте может способствовать замена крупных корпоративных парков, например, в сегменте каршеринга, который ежегодно эксплуатирует порядка 10 тыс. автомобилей. Также существенное влияние окажет возобновление программ государственной поддержки лизинга на продукцию отечественных производителей.

- Как вы оцениваете перспективы лизинга строительной техники в 2023 году? Какие основные проблемы в данном сегменте можете выделить и что может способствовать росту объема сделок на среднесрочном горизонте?

- С учетом реализуемых крупных проектов как по строительству объектов в нефтегазовой сфере, обустройстве месторождений, так и в автодорожном строительстве перспективы положительные. Наши клиенты активно приобретают спецтехнику, строительно-дорожную и колесную технику, а сама строительно-дорожная отрасль для группы «Газпромбанк Лизинг» является стратегической.

По итогам шести месяцев 2023 года этот сегмент стал вторым по объему нового бизнеса в группе после грузового и составил 115 млрд рублей (с НДС), что в 3,5 раза больше аналогичных данных 2022-го, а по сравнению с 1-м полугодием докризисного 2021-го рост наблюдается в 12 раз. В пользу клиентов в 2023-м профинансировано почти 11 тыс. единиц специальной и строительно-дорожной техники, что на 143% больше прошлого года. Это еще раз доказывает, что спрос на лизинг растет из года в год, несмотря на различные ограничения.

Что касается проблем, то вынужденная переориентация с привычных западных брендов на китайские и российские острее сказалась на сегменте, поскольку речь идет преимущественно о сложной технике, соответствующем обучении и обслуживании.

- Расскажите про перспективы и планы развития компании «Автодор-Лизинг».

- На сегодняшний день реализованы стартовые проекты с применением субсидии в рамках Постановления Правительства № 895 для подрядчиков госкомпании «Автодор». При этом сотрудничество группы «Газпромбанк Лизинг» с дорожно-строительной отраслью достаточно обширное. Сумма реализованных сделок составляет более 5 млрд рублей. Это проекты по финансированию техники для строительства трассы Москва – Казань, Центральной кольцевой автодороги и проч. Основная доля финансируемой техники производства КНР – Sany, XCMG, Zoomlion, LGCE, LiuGong, Shantui.

Компания продолжит активное сотрудничество с органами госвласти, в т. ч. с субъектами РФ в части предоставления льготного финансирования специальной и дорожной техники. В разрезе продуктовой линейки готовим совершенно новый на российском рынке лизинга формат обеспечения импортной техникой, можно сказать, в считанные дни. Также на выходе продукты с коротким сроком принятия решения, которые сделают доступным льготный лизинг не только для генеральных подрядчиков, в основной массе являющихся крупными и крупнейшими предприятиями, но и для представителей МСБ. Более подробно озвучим после детальной проработки и запуска.

- Какие основные риски лизинговой отрасли вы отмечаете на текущий момент и какие новые вызовы можно ожидать на среднесрочном горизонте? Какие меры, по вашему мнению, будут эффективными для нивелирования их влияния?

- В основном лизинговая отрасль испытывает сложности, связанные с отказом иностранных поставщиков техники и услуг (в т. ч. логистические) от сотрудничества с российскими компаниями. Но ввиду достаточно быстрой перестройки бизнеса, цепочек поставок и в целом экономики трудности постепенно решаются. Поэтому мы будем продолжать наращивать количество стран и партнеров, которые готовы работать на российском рынке. На наш взгляд, это основа будущей стабильности и конкурентоспособности нашей группы.

- Какие меры лизинговых компаний в текущей ситуации будут способствовать расширению бизнеса и привлечению большего количества клиентов? Какой тип бизнеса (микро-, малый, средний, крупный), по вашему мнению, будет проявлять большую активность в лизинге в 2023 году и почему? Какие конкурентные преимущества играют наибольшую роль в расширении бизнеса лизингодателей?

- Как бы ни банально звучало, но именно проактивный подход будет способствовать расширению бизнеса и привлечению новых клиентов. Речь про поиск новых партнеров, разработку продуктов, маркетинговых программ и прочее. Кроме того, группа «Газпромбанк Лизинг» всегда делает ставку на сервис и надежность. Благодаря этому с начала года мы привлекли на обслуживание 3,6 тыс. новых клиентов, а общее их количество превысило 56 тыс. на 30.06.2023.

Росту объемов лизинговых сделок в сегменте крупного бизнеса будут способствовать благоприятный экономический фон, повышение инвестиционной активности, перестройка логистических цепочек. В сегменте МСБ – это быстрые решения лизинговых компаний и техника в наличии.

Что касается конкуренции на лизинговом рынке, то сейчас она достигает предельных значений, что положительно сказывается на конечном продукте для клиента. Отмечу, что не все еще перестроили свой бизнес, поэтому оперативная адаптация к новым условиям – залог успешной работы.

Рустем Мухамедов, генеральный директор «РЕГИОН Лизинга»

- Как бы вы охарактеризовали динамику и результаты деятельности компании по итогам работы в 1-м полугодии 2023 года? Что способствовало достижению запланированных показателей или что привело к обратным результатам?

- 1-е полугодие мы закончили хорошо: продемонстрировали существенный рост по новому бизнесу по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Значимый вклад в результат внесли сегменты оборудования, спецтехники, грузового автотранспорта, железнодорожной техники. Если говорить о региональном составе бизнеса, то треть сделок пришлась на Москву и ЦФО, по 10–12% на Татарстан, Уральский и Сибирский федеральные округа.

Выбранная бизнес-модель показала свою устойчивость, успешно решены сложные кейсы. Команда растет, качество нашего лизингового портфеля лучшее за всю историю существования компании – доля просроченной задолженности менее 0,3%.

- Планирует ли компания наращивание позиций в новых для себя сегментах и какие-либо изменения в продуктовой линейке на среднесрочном горизонте (в т. ч. развитие краткосрочной аренды, дополнительных услуг и сервисов)? Как вы оцениваете уровень спроса со стороны лизингополучателей в 1-м полугодии 2023 года относительно аналогичного периода 2021-го (докризисный период)? По каким видам имущества клиенты демонстрируют наибольший спрос и удается ли его удовлетворить в полной мере? Каковы ожидания по динамике спроса по итогам всего 2023 года?

- В 1-м полугодии 2023 года мы наблюдаем увеличение количества проектов, видим заметный рост инвестиционной активности. Уровень спроса превышает значения 1-го полугодия 2021 года. Динамика рынка лизинга говорит о начале восстановительного роста и о том, что игроки адаптировались к вызовам прошлого года.

В целом по рынку мы ждем значимого роста объемов нового бизнеса по итогам года. Оборудование и спецтехника – одни из самых перспективных сегментов в этом году.

Проектная активность строительных компаний возобновилась, правительство реализует ряд инфраструктурных проектов с привлечением большого числа строительной и спецтехники. В прошлом году Минтранс России оценивал потребность в дорожно-строительной технике на 2022–2024 годы в объеме около 30 тыс. единиц.

Мы ждем, что грузооборот на железной дороге в 2023-м может вырасти на фоне строительства и модернизации инфраструктуры. Мы фиксируем высокий спрос на специализированный подвижной состав. Очередь на его производство расписана до конца следующего года.

Оборудование – это сложная, но перспективная ниша. Она пострадала от санкций, так как существенная ее доля на российских предприятиях была импортного производства. Быстро заменить его, как, например, автотранспорт, технически сложно, поэтому переход на оборудование новых производителей осуществляется поэтапно.

Сложившаяся ситуация создает хорошие возможности для импортозамещения: курс государства на развитие отечественной производственной базы позволяет с оптимизмом оценивать потенциал роста этого сегмента на горизонте пяти лет.

- Как вы оцениваете результаты переориентации лизингового бизнеса на азиатских производителей? Какие, по вашему мнению, основные проблемы в работе с китайскими поставщиками предметов лизинга и каким образом удается их решать? Каковы ожидания по дальнейшему сотрудничеству с китайскими производителями? Какая техника из Китая еще не распространена в России, но может иметь значительный потенциал на нашем рынке?

- Доля китайской техники в проектах существенно возросла. В сегменте грузового автотранспорта и спецтехники произошло значительное замещение китайскими брендами.

Статистика показывает, что за первые пять месяцев этого года в Россию было импортировано около 51 тыс. единиц спецтехники. Почти 90% новой спецтехники было импортировано из Китая. Рост импорта по этому направлению по сравнению с прошлым годом – 163%.

В сегменте легкового автотранспорта активный выход новых китайских брендов на рынок продолжается.

В случае с оборудованием переключение на азиатских поставщиков происходит сложнее, чем в транспорте. Азиатские транспортные бренды уже несколько лет присутствуют в России, у многих есть дилерские центры, склады готовой продукции. В случае же с оборудованием ситуация выглядит иначе. Необходимо решать вопросы прямых поставок из-за рубежа, таможенного оформления, санкционных ограничений.

Мы активно работаем с азиатскими производителями, в портфеле уже много успешных кейсов. Основные вопросы возникают в сфере логистики, так как прежние транспортные коридоры либо перегружены и работают очень медленно, либо закрыты. Новые маршруты лежат через несколько стран, у каждой из которых свои требования. Все это сказывается на сроках и стоимости поставки.

- Как вы оцениваете перспективы лизинга медицинской техники в 2023 году? Какие основные проблемы в данном сегменте можете выделить и что будет способствовать росту объема сделок на среднесрочном горизонте?

- Аналитики прогнозируют рост на мировом рынке лизинга медицинского оборудования примерно на 7% в год вплоть до 2027-го.

В России перспективы роста несколько скромнее. Мы не ожидаем существенного изменения спроса на лизинг со стороны частных медицинских компаний, но все же прогнозируем, что сегмент медтехники сохранит небольшую положительную динамику в 2023 году.

В сегменте государственных медицинских учреждений интерес к инструментам лизинга достаточно низкий.

Традиционно подавляющее большинство клиентов в сегменте лизинга медицинской техники – частные клиники. В текущей ситуации клиники эксплуатируют имеющееся оборудование и к закупкам нового подходят крайне осторожно. Ситуация осложняется тем, что существенное число производителей имеющегося медицинского оборудования и расходных материалов к нему наблюдается в недружественных странах, и для того, чтобы их заменить, понадобятся время и дополнительные средства.

В любом случае на горизонте трех – пяти лет мы столкнемся с необходимостью модернизации имеющегося оборудования, что повысит интерес к лизинговым продуктам. Поддержку сегменту лизинга медицинской техники окажут крупные инвестиционные проекты в рамках импортозамещения.

- Опишите ситуацию со сроками финансирования лизинговых сделок компании относительно 2022 года. Как и почему именно изменились сроки финансирования и каких изменений можно ожидать на среднесрочном горизонте? Какие основные риски лизинговой отрасли вы отмечаете на текущий момент и какие новые вызовы можно ожидать на среднесрочном горизонте? Какие меры, по вашему мнению, будут эффективными для нивелирования их влияния?

- Риски пришли из 2022 года и до сих пор, к сожалению, не потеряли своей актуальности. Общая макроэкономическая ситуация влияет на кредитоспособность лизингополучателей и прибыльность лизинговых компаний. Усиление санкционного давления приводит к необходимости постоянной оптимизации новых логистических цепочек поставок, работе с новыми поставщиками.

Ужесточение денежно-кредитной политики повышает стоимость фондирования лизинговых сделок и может отрицательно сказаться на динамике инвестиционной активности клиентов. Волатильность курсов валют повышает неопределенность в части прогнозирования денежных потоков и также может негативно повлиять на динамику инвестиций.

Продолжается активная конкуренция как со стороны смежных отраслей (каршеринг, кредитование), так и внутри лизинговой отрасли.

- Какие меры лизинговых компаний в текущей ситуации будут способствовать расширению бизнеса и привлечению большего количества клиентов? Какой тип бизнеса (микро-, малый, средний, крупный), по вашему мнению, будет проявлять большую активность в лизинге в 2023 году и почему? Какие конкурентные преимущества играют наибольшую роль в расширении бизнеса лизингодателей?

- Наша статистика показывает, что все клиентские сегменты увеличили активность в лизинге в 1-м полугодии 2023 года. Лизинговые инструменты продолжают оставаться востребованными. При этом уровень конкуренции между участниками рынка сильно вырос. 

Лизинг сегодня очень распространен и стандартизирован. Поэтому важно учитывать все запросы клиента, понимать, что важно в той или иной сделке, понимать, какой продукт предложить. Например, для кого-то на первое место выходит сервис и объем сопутствующих услуг. В других сделках одну из важнейших ролей при выборе подрядчика лизинговых услуг играет ставка по лизингу. Умение лизинговой компании работать с различными источниками финансирования, чтобы дать лучшую цену – необходимый минимум, без которого на рынке удержаться очень сложно.

Могу без преувеличения сказать, что у нас много сложных крупных кейсов, где скорость реализации перевешивает все остальные факторы. Возможность структурировать сложную сделку и получить нужный объем оборудования по лизингу к определенной дате также является для многих предприятий определяющим моментом при выборе лизинговой компании. Чтобы успешно развиваться, надо постоянно искать наилучшую комбинацию цены, скорости и сервиса.

Хотим быть компанией, которая помогает клиентам расти и решать их задачи

- Как бы вы оценили динамику и результаты деятельности компании по итогам работы в 1-м полугодии 2023 года? Получилось ли достичь запланированных показателей, что этому способствовало?

- Рынок лизинга в 1-м полугодии 2023 года продолжил активное восстановление и развитие. Этому же тренду следует и наша компания. Новый бизнес по сравнению с аналогичным периодом прошлого, 2022 года вырос в 2,4 раза, до 140,8 млрд рублей. Компания активно наращивала продажи в сегментах грузового транспорта, специальной и сельскохозяйственной техники. Мы довольны результатами и планируем дальнейший рост на протяжении оставшейся половины года.

- В этом году «СберЛизингу» исполнилось 30 лет. Какой компания вступила в этот возраст? Как вы могли бы охарактеризовать ее в нескольких предложениях?

- Я думаю, это сочетание зрелости и потенциала. С одной стороны, мы имеем накопленный опыт, отстроенные процессы, широкую клиентскую базу, с другой – не стоим на месте, а открываем для себя новые ниши и безграничные возможности в плане диджитализации.

- Какие самые важные события в истории компании, которые способствовали ее становлению и развитию, вы могли бы назвать?

- Безусловно, важнейшим событием стала консолидация лизингового бизнеса в группе «Сбербанка». В 2006 году «Сбербанк России» выкупил оставшийся 10%-й пакет акций у физических лиц и стал единственным акционером ЗАО «Русско-германская лизинговая компания», или сокращенно «РГ Лизинг», как мы тогда назывались. В ноябре 2009 года компания была переименована в «Сбербанк Лизинг».

Второе – это старт стратегии на диверсификацию бизнеса, развитие региональной сети и рост розничных продаж в сегменте автотранспорта и спецтехники. Данные процессы пришлись на 2012 год.

И третье – переход на автоматизированную систему принятия решений, документооборота и цифровизация процесса заключения лизинговой сделки. Это 2018–2019 годы.

- Планирует ли компания наращивание позиций в новых для себя сегментах и какие-либо изменения в продуктовой линейке на среднесрочном горизонте (в т. ч. развитие краткосрочной аренды, дополнительных услуг и сервисов)?      

- Мы видим потенциал в развитии различных дополнительных и сопутствующих сервисов в лизинговом продукте. Сейчас уже лизинг рассматривается клиентами шире, чем просто финансирование, он дает возможность эффективно управлять обслуживанием автомобиля, топливной программой, оказывать помощь на дороге, сопровождать страховые случаи, осуществлять мониторинг имущества.

Многие из этих услуг компания уже успешно предлагает клиентам, и мы планируем набор этих дополнительных сервисов совершенствовать, расширять, делать их более удобными, интересными и выгодными для клиентов. А также ориентировать продуктовые надстройки под задачи конкретных отраслей бизнеса.

- Все ли в бизнесе определяется исключительно ценовой конкуренцией? Какие конкурентные преимущества играют наибольшую роль в расширении бизнеса лизингодателей?

- На мой взгляд, рынком неоднократно доказано, что ценовой критерий является важным, но не единственным и определяющим в конкурентной борьбе. Не меньшее значение имеют удобство, гибкость продуктов и качество обслуживания клиентов, причем не только в момент заключения лизинговой сделки, но и на всех последующих этапах жизни договора. Поэтому мы, с одной стороны, стараемся предлагать нашим клиентам наиболее выгодные с финансовой точки зрения продукты, но понимаем, что долгосрочного успеха можно добиться, только постоянно повышая сервисную составляющую.

Если клиенту с вами неудобно или он испытывает дискомфорт от коммуникации с менеджером и непрофессионализма сотрудников, то никаким ценовым предложением этого клиента удержать не получится.

- Как вы оцениваете уровень спроса со стороны лизингополучателей в 1-м полугодии 2023 года относительно аналогичного периода 2021-го (докризисный период)? По каким видам имущества клиенты демонстрируют наибольший спрос и удается ли его удовлетворить в полной мере?

- Мы отмечаем, что рынок практически полностью перестроился после ухода ряда марок и обновления продуктовых линеек во всех основных сегментах. Это привело к его стабилизации и поступательному росту спроса, в т. ч. отложенного.

Наиболее заметную позитивную динамику в 1-м полугодии по сравнению с 1-м полугодием 2021 года мы наблюдаем в сегменте грузовых автомобилей – рост в 2,6 раза.

Цифры роста по легковым авто и сельхозтехнике за тот же период немного скромнее, но тоже впечатляют – практически в 1,5 и 1,6 раза соответственно.

- Насколько успешны результаты переориентации лизингового бизнеса на азиатских производителей? Каковы ожидания по дальнейшему сотрудничеству с китайскими производителями?

- Перестройка на азиатские рынки – это эффективный путь, по которому мы и планируем двигаться.

Восточные производители заняли более 50% рынка в РФ в 2023 году и продолжают наращивать долю. Уже официально в стране работают 30 марок, которые покрыли практически все сегменты транспортных средств.

- Какие авто из Китая еще не распространены в России, но могут иметь значительный потенциал на нашем рынке?

- За прошлый год рынок легковых авто и легкого коммерческого транспорта еще не конца стабилизировался, и на его протяжении распродавались старые стоки.

В этом году китайские производители уже очень активны, их машин продается действительно много, но мы видим еще очень большой потенциал по приросту. У китайских компаний есть интерес к локализации производства, что также будет способствовать насыщаемости рынка.

Еще вскоре мы увидим появление в РФ больше авто премиального сегмента, электромобилей, в производстве которых Китай очень силен.

- Какие перспективы лизинга железнодорожной техники до конца 2023 года? Какие основные проблемы в данном сегменте можете выделить и что будет способствовать росту объема сделок на среднесрочном горизонте?

- Несмотря на рост затрат на перевозку грузов, лизинг в железнодорожной отрасли по-прежнему остается перспективным направлением. Рынок предоставляет возможности для расширения номенклатуры предметов лизинга за счет реализации сделок не только с грузовыми вагонами, но и с локомотивами, пассажирскими вагонами.

Производители наращивают объемы, в т. ч. за счет расширения производственных мощностей. Это, а также большие объемы списаний вагонов в ближайшие годы окажут положительное воздействие на сотрудничество лизинговых компаний с операторами, грузовладельцами, заводами-производителями. И, как следствие, мы прогнозируем увеличение объемов лизинга новых вагонов на среднесрочном горизонте.

- Какие меры лизинговых компаний в текущей ситуации будут способствовать расширению бизнеса и привлечению большего количества клиентов?

- Лизинг – это уже весьма зрелый продукт, завоевавший свою лояльную клиентскую базу, но упрощение, цифровизация, бесшовное оформление и удобство обслуживания будут способствовать его дальнейшему развитию. Потенциал еще не исчерпан.

- Какой тип бизнеса (микро-, малый, средний, крупный), по вашему мнению, будет проявлять большую активность в лизинге в 2023 году и почему?

- Прежде всего это микро- и малый бизнес. Крупные инфраструктурные проекты требуют более долгого и сложного структурированного подхода, а для сегмента малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей на первый план выходят удобство, доступность, гибкость продукта, которые часто и являются решающим преимуществом.

- Каким вы пожелаете «СберЛизингу» встретить свое 35-летие?

- Мой ответ простой и сложный одновременно. Простой – поскольку это лежит на поверхности. Сложный, так как достижение этих целей – тяжелый и кропотливый труд.

Мы бы хотели видеть счастливыми наших клиентов. Хотим быть компанией, которая помогает клиентам расти и решать их задачи, дает комфортный опыт работы с лизингом, после которого клиент захочет к нам вернуться и остаться.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика