Устойчивое развитие, 16.11.2022

ESG-прозрачность: раскрыть нельзя закрыть
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

2021-й стал для российского ESG годом больших надежд, задав высокую планку в сфере ESG-прозрачности. При составлении отчетности компании активно начали использовать различные международные стандарты: GRI, TCFD, SASB, а также выпущенные в июле 2021 года рекомендации Банка России. Но в 2022 году тренд сломался. Опасаясь санкций, многие воспользовались возможностью не раскрывать информацию, в т. ч. нефинансовую. Отсутствие главного стимула для отечественной ESG-повестки – иностранных инвесторов – заставило бизнес пересмотреть отношение к приоритетам устойчивого развития и гармонизировать их с запросом внутреннего рынка и регуляторов. Несмотря на то что наш рэнкинг потерял более 30 участников, отчеты которых перестали публиковаться, не обошлось и без дебютов. А общий средний показатель качества раскрытия информации вырос на 2%. Качество отчетности лидеров продолжает повышаться и служит ориентиром для всех. Мы ожидаем, что уже скоро шоковый режим информационной закрытости завершится, эмитенты начнут возвращаться к прозрачности и в финансовой, и в нефинансовой сферах. При этом важность кредитных и ESG-рейтингов как гибридных инструментов раскрытия информации вырастет.

Российские компании продолжают раскрывать нефинансовую информацию, публиковать отчетность об устойчивом развитии и годовые интегрированные отчеты, даже несмотря на экстремальные санкционные риски.

Спрос на ESG-информацию и в России, и за рубежом все еще высок, а значимость ESG-повестки нисколько не уменьшилась, для многих компаний она остается стратегической. Агентство «Эксперт РА» в ноябре провело опрос рейтинговых клиентов из различных секторов экономики. По результатам опроса для 67% респондентов значимость сохранилась, а для 5% – еще и возросла.

Рэнкинг ESG-прозрачности 2022 года: ключевые изменения

В 2022 году мы добавили в методологию составления рэнкинга новые показатели, перераспределили веса факторов, но сохранили основную структуру. Также методология стала публичной.

Мы оцениваем ESG-прозрачность по четырем основным блокам с равными весами, практически по всем факторам предусмотрена трехбалльная оценка: 2 – полное раскрытие, 1 – раскрытие есть, но неполное/недостаточное, 0 – раскрытие отсутствует. Для финансовых компаний, IT и телекома не оценивалось раскрытие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (но при этом анализировалось раскрытие данных о выбросах парниковых газов), а также наличие информации об охране труда и производственной безопасности.

I. Раскрытие информации об экологической политике и фактическом воздействии на окружающую среду («Е»): II. Раскрытие информации о политике в области социальной ответственности и фактическом взаимодействии с работниками, клиентами и обществом в целом («S»):
a) воздействие на атмосферный воздух;
b) воздействие на климат (new);
с) воздействие на водную среду;
d) обращение с отходами;
e) энергоэффективность и энергопотребление;
f) мероприятия, инвестиции (new);
g) несоблюдение экологического законодательства и нормативных требований (new).
a) данные о персонале;
b) оплата труда;
c) охрана труда и производственная безопасность;
d) социальная защищенность и профессиональное развитие сотрудников (new);
e) взаимодействие с обществом.
III. Раскрытие информации об управлении и фактической защите прав заинтересованных сторон («G»): IV. Используемые стандарты нефинансовой отчетности («St»):
a) раскрытие общих сведений о компании;
b) стратегия развития;
c) структура корпоративного управления;
d) состав высшего органа корпоративного управления;
e) система управления рисками.
a) следование ЦУР;
b) раскрытие в соответствии со стандартами GRI;
c) раскрытие в соответствии со стандартами TCFD;
d) раскрытие в соответствии со стандартами SASB;
e) раскрытие данных на платформе климатической отчетности CDP (new);
f) внешнее заверение нефинансовой отчетности аудитором.

Как компании попадают в рэнкинг? В первую очередь мы проверили публикацию отчетности участниками прошлогоднего рэнкинга ESG-прозрачности и выяснили, что более 30 отчетов не были опубликованы (или были опубликованы, но впоследствии скрыты). Соответственно, эти компании не включены в обновленный рэнкинг, кроме двух банков и одной страховой компании, которые предоставили подготовленную, но не раскрытую отчетность агентству для оценки. В основном не раскрыли/скрыли отчетность компании финансового сектора, но мы также недосчитались крупного промышленника – одного из лидеров прошлого года. Не можем не отметить позитивный тренд – за 2021 год некоторые компании впервые подготовили и раскрыли отчетность об устойчивом развитии, несмотря на текущую ситуацию. Поэтому рэнкинг сократился незначительно и включает в себя 118 компаний.

Рэнкинг ESG-прозрачности российских компаний и банков

Отраслевые рэнкинги

Лидерами ESG-прозрачности этого года можно смело назвать металлургов и нефтегазодобывающие компании – они продолжают максимально полно раскрывать всю необходимую информацию. Страховщики, инфраструктурное строительство, машиностроение и сфера отдыха и развлечений все еще отстают.

Из-за доработки методологии прямая сопоставимость результатов прошлого года и этого относительно мест компаний в рэнкинге весьма условна, но можно сравнить средние значения отдельных показателей.

Например, по сравнению с прошлым годом средний показатель раскрытия информации об экологической политике и фактическом воздействии на окружающую среду незначительно вырос на 1% и составил 1,18, несмотря на то что вместо четырех факторов мы стали оценивать семь. Самым слабо раскрываемым показателем блока «E» является «Несоблюдение экологического законодательства и нормативных требований». Зачастую в рамках раскрытия GRI 307-1 компании указывают, что за отчетный период существенных штрафов не было, однако несущественные штрафы как и критерии существенности не раскрывают. К сожалению, информация о проведенных проверках, выявленных нарушениях и принятых мерах все еще остается недостаточно публичной, на официальных государственных ресурсах данные публикуются не в полной мере и в неудобном формате. Мы надеемся, что данный важный показатель начнут раскрывать в полном объеме, так как он позволяет более объективно оценить приверженность компаний экологическим стандартам и реальность принимаемых усилий по охране окружающей среды.

Среди данных о политике в области социальной ответственности, фактическом взаимодействии с персоналом, клиентами и обществом в целом слабее всего раскрывают информацию об уровне заработной платы сотрудников: средний показатель раскрытия составил всего 0,73 из максимально возможных 2.

В блоке «G» в условиях санкционного давления обозначился явный тренд – компании не публикуют данные о составе совета директоров, а также о стратегии развития: средний показатель раскрытия равняется 1,20 и 0,98 соответственно. В полном объеме данные о составе высшего органа корпоративного управления публикуют лишь 54 компании из 118. При этом крупнейшие компании из первой десятки рэнкинга раскрывают подобную информацию полностью. В случае если вероятность санкционных рисков не снизится в следующем году и процент компаний, отражающих в отчетах эту информацию, значительно сократится, агентство рассмотрит возможность исключить данный показатель из оценки при составлении рэнкинга.

Самым популярным стандартом раскрытия нефинансовой информации по-прежнему остается Global Reporting Initiative (GRI): его используют 69 компаний из 118 как в годовых интегрированных отчетах, так и в отчетах об устойчивом развитии. Sustainability Accounting Standards Board (SASB) используют 30 компаний.

35 компаний раскрывают информацию о количестве выбросов парниковых газов, климатической стратегии и системе управления климатическими рисками в соответствии со стандартами Task Force on Climate-Related Financial Disclosures (TCFD), но при этом восемь из них не раскрывают данных на платформе климатической отчетности CDP. Внешнее заверение отчетности все еще широко не распространено.

Годовым отчетам в 2023-м быть!

Что ожидать от цикла отчетности за 2022 год? Согласно данным опроса 95% компаний намерены подготавливать классический годовой отчет, 60% – отчет об устойчивом развитии.

Стимулировать подготовку и раскрытие нефинансовой отчетности мог бы соответствующий закон, но в связи с текущей ситуацией работа над ним была приостановлена.

В новых условиях драйвером развития института ESG-информации в России может послужить внешнеэкономическая переориентация на страны Азии, поскольку требования некоторых восточных бирж включают в себя обязательное предоставление нефинансовых данных. Компаниям, планирующим выйти на восточный рынок, придется играть по правилам.

Мы надеемся, что этап полного ограничения доступа к нефинансовой информации останется позади и данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, о качественном и количественном составе персонала и иные показатели уйдут из разряда чувствительных и вернутся в публичную плоскость.

ESG-рейтинг – альтернативный способ раскрытия нефинансовой информации

В условиях ограниченного доступа к данным и отсутствия публикуемой отчетности, содержащей нефинансовую информацию, рейтинговый отчет позволяет закрытым компаниям быть более понятными и прозрачными для стейкхолдеров.

Несмотря на сложную текущую ситуацию, продолжает развиваться система национального ESG-рейтингования. Банк России заявил о возможном введении регулирования ESG-рейтингов и гармонизации ESG-подходов, работа в этом направлении уже идет: до конца года планируется подготовить первый выпуск рекомендаций по ESG-рейтингованию.

Весной 2022 года международные провайдеры массово снизили ESG-рейтинги российских компаний в части блока корпоративного управления с учетом странового риска, вследствие чего мы отмечаем повышенное внимание компаний, имевших зарубежные рейтинги, к национальным рейтингам.

Сохранение интереса к ESG-рейтингам подтверждается результатами опроса, проведенного агентством «Эксперт РА» в ноябре 2022-го, в соответствии с которыми доля компаний, планирующих получение рейтинга ESG, осталась на прежнем уровне по сравнению с показателями анкетирования, проведенного в марте. Но также мы видим, что 20% компаний пока не определились, нужен ли им рейтинг.

Все больше ESG-рейтинги используются для работы с банками и инвесторами, сохраняется имиджевая составляющая. Помимо этого, рейтинги все чаще применяются для соблюдения требований со стороны контрагентов по контролю цепочек поставок. Для некоторых компаний ESG-рейтинг становится своеобразной точкой отсчета в их публичной ESG-трансформации, поскольку, проведя глубокий анализ, политик и практик устойчивого развития, независимые эксперты составляют подробные отчеты, в которых компании могут увидеть свои сильные и слабые стороны, степень развитости.

В сложившихся условиях с учетом рисков, сопровождающих раскрытие информации, ESG-рейтинги становятся все более удобным инструментом коммуникации с инвесторами, стейкхолдерами и рынками. Агентства выступают гарантом глубокого и детализированного анализа, при этом пресс-релизы в соответствии с требованиями Федерального закона о деятельности кредитных рейтинговых агентств не содержат конфиденциальных данных.

Рейтинг-лист агентства «Эксперт РА» в 2022 году продолжил расширяться и пополнился компаниями из следующих отраслей: машиностроение, целлюлозно-бумажная промышленность, страхование, а также публично-правовой компанией, формирующей и управляющей комплексной системой обращения с твердыми коммунальными отходами.

Компания Тип рейтинга Значение
Трансмашхолдинг ESG ESG-II(c)
Архангельский ЦБК ESG ESG-II(c)
ППК РЭО ESG ESG-II(с)
МКБ ESG ESG-II
СК «Сбербанк страхование жизни» ESG ESG-III(a)
ГТЛК ESG ESG-III(a)
ПИК СЗ ESG ESG-III(a)
Главстрой ESG ESG-III(c)
АК БАРС Банк ESG ESG-III
НИИнефтепромхим ESG ESG-IV
Газпром РКУ1 A++.gq
Россети Северо-Запад РКУ А++.gq
Россети Московский регион РКУ A++.gq
Россети Северный Кавказ РКУ A++.gq
МОСИНЖПРОЕКТ РКУ A+.gq

Как раскрываются закрытые эмитенты?

В 2021 году в России случился настоящий бум выпусков финансовых инструментов устойчивого развития, в 2022-м темпы роста рынка значительно снизились на фоне повышения ключевой ставки и экономической нестабильности. Сектор устойчивого развития Московской биржи пополнился тремя выпусками бондов: социальными ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент», СОПФ «Инфраструктурные облигации» и зелеными ВЭБ.РФ.

Одним из обязательных критериев соответствия финансовых инструментов устойчивого развития требованиям Постановления Правительства РФ от 21.09.2021 № 15872 и принципам в области зеленого/социального финансирования Международной ассоциации рынков капитала (International Capital Market Association, ICMA) является подготовка регулярной отчетности и раскрытие информации о финансовом инструменте устойчивого развития. Отчетность должна содержать сведения о целевом использовании привлеченных денежных средств, о достигнутом экологическом эффекте от реализации проекта и т. д. Данное условие проверяется верификатором как до, так и после (не реже одного раза в год) подтверждения соответствия инструмента критериям.

В 2022-м отчетность о целевом использовании денежных средств опубликовали эмитенты всех 22 выпусков, обращающихся на бирже, даже те, которые закрылись и перестали публиковать годовые отчеты. В случае нарушения условия обязательности публикации отчетов верификаторы не смогут подтвердить соответствие инструмента и будут вынуждены отозвать свои заключения, а выпуски будут исключены из сектора устойчивого развития. Поэтому мы ожидаем, что раскрытие информации в рамках выпусков финансовых инструментов устойчивого развития останется даже в условиях сохранения тренда на ограничение информации.

Будущее ESG-прозрачности

Как мы видим, по результатам опроса всего 27% компаний снизили уровень раскрытия ESG-информации, итоги рэнкинга это скорее подтверждают, чем опровергают.

Несмотря на снизившийся объем публикуемой информации, компании продолжают подготавливать и раскрывать отчетность. Крупнейшие экспортеры – металлурги и нефтегазодобывающие компании остаются передовиками прозрачности и подают отличный пример для остальных отраслей.

Если степень санкционных рисков не снизится, то в 2023-м мы с большой долей вероятности увидим значительную трансформацию годовых отчетов. При этом ожидаем, что экологическая и социальная информация компаний станет менее чувствительной и будет доступна всем в полном объеме.

1 Рейтинг качества управления.

2 Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в т. ч. зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в т. ч. зеленого) развития в Российской Федерации».

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


ESG-прозрачность: раскрыть нельзя закрыть

2021-й стал для российского ESG годом больших надежд, задав высокую планку в сфере ESG-прозрачности.... 16.11.2022
ESG-прозрачность: раскрыть нельзя закрыть

Обзор ESG-банкинга за 1-е полугодие 2022 года: повестка остается, меняются акценты

Усиление тренда на ESG-трансформацию привело за последние 12 месяцев к четырехкратному росту числа б... 12.09.2022
Обзор ESG-банкинга за 1-е полугодие 2022 года: повестка остается, меняются акценты

ESG-оценка развития российских городов: новые условия – новые задачи для территорий

ESG-повестка, ставшая наиболее ярким трендом 2021 года, в текущем году претерпевает существенную тра... 25.07.2022
ESG-оценка развития российских городов: новые условия – новые задачи для территорий

ESG на рынке страхования: результаты опроса

Российские страховые компании находятся в начале пути ESG-трансформации. При этом почти 60% страховщ... 09.06.2022
ESG на рынке страхования: результаты опроса

ESG-трансформация на рынке управления активами: вектор развития

ESG-трансформация на рынке управления активами находится в зачаточном состоянии. Большинство управля... 15.04.2022
ESG-трансформация на рынке управления активами: вектор развития
Вся аналитика