Рейтинговые действия, 06.05.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг ХК «Металлоинвест» на уровне ruAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 6 мая 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ХК «Металлоинвест» на уровне ruAA, прогноз по рейтингу стабильный. 

ХК «Металлоинвест» является крупнейшим производителем и поставщиком железной руды в России и СНГ, занимает второе место в мире по производству окатышей и первое по товарному горячебрикетированному железу. Компания также занимает ведущие позиции среди региональных производителей нишевого стального проката, производя высококачественный сортовой прокат для автомобильной промышленности (SBQ) и толстолистовой прокат (мостосталь, штрипс). Компания обладает вторыми по величине разведанными запасами железной руды в мире – по международной классификации JORC 13,9 млрд тонн руды, что предполагает обеспеченность запасами около 137 лет при текущем уровне добычи и свидетельствует о сильных рыночных и конкурентных позициях компании. Агентство позитивно оценивает высокий объем экспорта в выручке – 59% по итогам 2019 года, операционные затраты и выручка по контрагентам характеризуются высокой диверсификацией, что позитивно оценивается агентством.

Горнорудный сегмент компании представлен Лебединским и Михайловским горно-обогатительными комбинатами (ЛГОК и МГОК), металлургические предприятия – ОЭМК и Уральская Cталь. Агентство позитивно оценивает вертикальную интеграцию компании. По итогам 2019 года было добыто около 40,2 млн т железной руды, что практически соответствует уровню за последние несколько лет, при этом около 82% железной руды было использовано внутри группы, по 2018 году – 81%. В рамках исполнения долгосрочной стратегии развития компания повышает долю продукции с высокой добавленной стоимостью, а также ее качество: по итогам 2019 года доля окатышей и ГБЖ/ПВЖ составила в продуктовом сортаменте составила 72% (по 2018 году – 71%, в 2015 году – 61%). Увеличение объемов производства ГБЖ связано с запуском в промышленную эксплуатацию в 2017 году комплекса ГБЖ-3 на ЛГОКе мощностью 1,8 млн тонн продукции в год. Агентство также позитивно оценивает контролируемый уровень себестоимости продукции, позволяющий компании оставаться в первом квартиле мировых производителей по окатышам и ГБЖ. При этом агентство отмечает высокую долю полуфабрикатов в продаже продукции металлургического сегмента – 54% по итогам 2019 года (50% за 2018 год).

Рентабельность компании продолжает оцениваться как позитивный фактор, однако за 2019 год показатели ухудшились. По итогам года цены на железную руду продемонстрировали рост на 16%, при этом мировые цены на чугун снизились на 12%, на сталь – на 17%. Подобное соотношение мировых цен на железную руду и сталь, а также изменение структуры продаж обусловили сокращение выручки на 3%, EBITDA – на 14%. Рентабельность по EBITDA за 2019 год составила 36%, сократившись за год на 5 п.п. Ввиду повышения цен на железную руду, а также увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью при негативной динамике мировых цен на металлургическую продукцию, горнорудный сегмент по итогам 2019 года обеспечил 96% общей EBITDA компании, в 2018 году доля составляла 78%. При этом маржа металлургического сегмента снизилась 3,6% при показателе в 13% в 2016-2017 гг., и 17% в 2018 году.

Показатели долговой нагрузки продолжают оцениваться на низком уровне. Отношение чистого долга на 31.12.2019 (далее – отчетная дата) к EBITDA за 2019 год составляет 1,49х, на увеличение показателя за год в основном оказало влияние снижение EBITDA. Агентство учитывает возможность некоторого ухудшения этого показателя по итогам 2020 года, учитывая текущую динамику спроса и цен на сталь. На показатели долговой нагрузки продолжает оказывать давление объем свободного денежного потока, который по 2019 году составил 152 млн долл., снизившись за год с 0,7 млрд долл. по 2018 году, в том числе из-за распределений в пользу материнских структур. При этом график погашения текущего долга оценивается как комфортный. В течение 2019 года компания продолжила оптимизацию кредитного портфеля, что позволило, в том числе сократить процентные расходы по долгу. Также в феврале 2020 года компания разместила облигации на сумму 10 млрд руб. под 6,55% годовых под рефинансирование кредита ПАО «Сбербанк» и досрочного погашения одного из траншей по предэкспортному финансированию. Погашения по 2020 году находятся на минимальном уровне 0,04 млрд долл. По расчетам агентства отношение выплат по долгу, включая проценты, в 2020 году к LTM EBITDA составит 0,10х. В 2021 году погашения составляют менее 10% долгового портфеля, при этом в марте 2021 года стоит оферта по одному из выпусков облигаций компании. Как и ранее, агентство отмечает, что доля синдицированных кредитов по предэкспортному финансированию составляет менее 20% пассивов на отчетную дату, что отразилось в высокой оценке диверсификации пассивов.

Невысокий объём краткосрочного долга позитивно сказывается также на оценке агентством показателей ликвидности. На отчетную дату скорректированный объем денежных средств составлял 0,3 млрд долл. при объеме краткосрочных обязательств, включая кредиторскую задолженность, в 0,65 млрд долл., что соответственно отразилось на коэффициентах. Показатель абсолютной ликвидности составил 0,54, текущей ликвидности – 2,00.

С начала 2020 года на фоне пандемии коронавируса, рынок ЖРС находится в достаточно сбалансированном состоянии, цены с начала года по фьючерсам на железорудную мелочь были умеренно волатильны, но не опускались ниже 80 долл. за тонну. При этом цены на сталь в России начали заметно корректироваться в начале 2 квартала, до 340-360 долл. за тонну за Стальную заготовку (FOB Черное море) по сравнению с более 400 долл. на начало года. Спрос и цены на сталь будут находится под давлением по мере сохранения ограничительных мер в РФ и мире и в условиях отрицательных темпов роста крупнейших экономик мира и основных отраслей-потребителей стальной продукции, что отразилось в консервативном подходе к оценке прогнозного объема операционного денежного потока в следующие 18 месяцев от отчетной даты. При этом агентство продолжает оценивать коэффициент прогнозной ликвидности на высоком уровне. Наиболее существенными статьями затрат агентство выделяет капитальные затраты, распределения акционерам и выплаты по телу долга и процентам. Капитальные затраты в 2019 году составили немногим более 500 млн долл., в 2020 году агентство не ожидает превышения этой статьи более 500 млн долл. Агентство продолжает отмечает гибкость компании в вопросах объема дивидендов и капитальных затрат в случае возможного ухудшения конъюнктуры на рынках железной руды и стали. Агентство также принимает во внимание возможную сделку по продаже АО «Уральская Сталь». В январе 2020 года компания объявила о ведении переговоров с «Загорским трубным заводом», и в апреле ФАС РФ получила ходатайство о приобретении 100% доли АО "Уральская Сталь". Сумма сделки, а также другие параметры не объявлены на текущий момент, также у агентства нет информации о возможных направлениях использования средств от продажи.

Для компании характерна высокая доля валютных заимствований в структуре долгового портфеля – на отчетную дату 67% представлено в долларах США и евро. По итогам последних 4 кварталов до отчетной даты выручка в иностранной валюте составила около 59%. Компания не использует инструменты дополнительного хеджирования, помимо естественного хеджа. По мнению агентства, подверженность компании валютному риску, связанному с высокой долей экспорта и преимущественно рублевой себестоимостью, оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинга.

Аналитиками агентства был позитивно оценен блок корпоративных рисков в силу высокого качества стратегического обеспечения, риск-менеджмента и информационной прозрачности. В Совете директоров три из девяти членов являются независимыми, что позитивно оценивается агентством так же, как и ежеквартальное раскрытие на сайте компании финансовых и операционных показателей. При этом был выделен сдерживающий фактор за отсутствие контролирующего бенефициара (крупнейший контролирует 49% капитала), при этом агентство владеет информацией об основных конечных бенефициарах компании.

По данным консолидированной отчетности АО «ХК «Металлоинвест» по МСФО активы компании на 31.12.2019 составляли 8,4 млрд долл., капитал – 3,3 млрд долл. Выручка по итогам 2019 года составила 6,96 млрд долл., чистая прибыль – 1,7 млрд долл.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «ХК «Металлоинвест» был впервые опубликован 29.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 07.05.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 10.09.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «ХК «Металлоинвест», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «ХК «Металлоинвест» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «ХК «Металлоинвест» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023