Рейтинговые действия, 03.06.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «ТрансКонтейнер» на уровне ruAA- и изменил прогноз на позитивный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 3 июня 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «ТрансКонтейнер» на уровне ruAA- и изменило прогноз со стабильного на позитивный.

ПАО «ТрансКонтейнер» - крупнейшая российская интермодальная логистическая компания в сфере железнодорожных контейнерных перевозок, использующая собственные фитинговые платформы и ISO-контейнеры. С конца 2019 года компания входит в Группу компаний «Дело», 70% акций в которой контролируется Сергеем Шишкарёвым, а 30% - АО «Атомный энергопромышленный комплекс» (ruAAA, стаб.), дочерней компании Госкорпорации «Росатом». Помимо ПАО «ТрансКонтейнер» ключевым активом Группы является ООО «ДелоПортс» (ruA, позитив.), объединяющее контейнерный и зерновой терминалы в Новороссийске. Также Группа на условиях совместного контроля с международной APM Terminals управляет Global Ports Investments Plc (ruAA, стаб.), оперирующей терминалами по перевалке контейнерных и других видов грузов в Балтийском и Дальневосточном бассейнах. Консолидированная финансовая отчетность Группы компаний «Дело» на настоящий момент не является публичной, однако агентство принимало во внимание доступную информацию по финансовому состоянию Группы при оценке рейтинга ПАО «ТрансКонтейнер». 

Агентство умеренно позитивно оценивает устойчивость к внешним шокам отрасли компании и барьеры входа на рынок. По мнению агентства, рынок контейнерных перевозок характеризуется меньшей волатильностью объемов, чем прочие сегменты транспортной отрасли. Одним из факторов является высокий потенциал роста контейнеризации грузов в России, которая все еще существенно отстает от показателей развитых стран. По итогам кризисного 2020 года на фоне сокращения грузооборота на железных дорогах в целом объем контейнерных перевозок в России вырос на 16,3%, а контейнеры продолжили выигрывать конкуренцию у крытых вагонов. Объем перевозок компании за этот год вырос на 17,3%, что впервые за долгое время ознаменовало рост доли ПАО «ТрансКонтейнер» на рынке. Важно отметить, что рост наблюдался во всех сегментах рынка, при этом экспортные и импортные перевозки продемонстрировали схожий темп прироста в 25% г/г. Расширению импортного направления не помешало даже наблюдавшееся обесценение курса рубля. Повышенные барьеры для входа на рынок компании объясняются значимостью эффекта масштаба и преимуществами интегрированной бизнес-модели ПАО «ТрансКонтейнер», способной удовлетворить спрос разных категорий клиентов.

Агентство оценивает конкурентные позиции компании как сильные, что выражается в доминировании ПАО «ТрансКонтейнер» на российском рынке контейнерных перевозок с долей в 41,5%, диверсифицированной структуре перевозимых в контейнерах грузов и умеренно низком уровне износа действующего парка фитинговых платформ. Профиль бизнес рисков также поддерживается крайне диверсифицированной базой контрагентов по выручке и преобладанием в ней постоянных клиентов, что оптимизирует присущий рынку контейнерных перевозок спотовый характер контрактов.  

В блоке финансовых рисков агентство умеренно позитивно оценивает прогнозную ликвидность компании: в 2021 году операционный денежный поток и остаток денежных средств на 31.12.2020 (далее – отчетная дата) с учетом невыбранных лимитов по банковским линиям и факторингу с запасом покрывают все направления использования ликвидности. Качественная оценка ликвидности – нейтральная, что обусловлено наличием фактов выдачи крупных займов за периметр консолидации ПАО «ТрансКонтейнер» в пользу акционера и высокой концентрацией долгового портфеля на одном кредиторе. При этом в рейтинговой оценке учтен факт пролонгации крупнейшего кредита до 2027 года, благодаря чему агентство оценивает риски рефинансирования компании как низкие, а график погашения как сбалансированный. 

Агентство умеренно позитивно оценивает долговую нагрузку компании. В оценке учитывались прогнозные метрики ПАО «ТрансКонтейнер» на 2021-2022 годы. Основная причина – привлечение на компанию вышеупомянутого кредита в объеме 40 млрд рублей в конце 2020 года в рамках процедуры debt pushdown с уровня УК «Дело» и соответствующее значительное прогнозное изменение процентной нагрузки. Агентство консервативно ожидает, что отношение скорректированного чистого долга к EBITDA компании по итогам 2021 года вырастет с 3,5х до 3,8х со снижением до 3,6х в 2022 году. При этом финансовые показатели Группы по итогам 1 квартала 2021 года, опережающие текущие прогнозы агентства, на фоне роста объема контейнерных перевозок могут привести к более низкому уровню долговой нагрузки в будущем, что выражается в позитивном прогнозе по рейтингу. В составе долга по методологии была учтена задолженность (в т.ч. прогнозируемая задолженность) компании по агентскому факторингу (7,2 млрд руб. на отчетную дату), поручительство за компанию вне периметра консолидации на 2,2 млрд руб., лизинговые и пенсионные обязательства. Важно отметить, что в текущих соглашениях с основными кредиторами предусмотрены комфортные уровни отношения чистого долга к EBITDA, что обеспечивает значительный запас компании по ковенантам. Рост долговой нагрузки в 2021 году в основном обусловлен увеличением капитальных затрат на закупку фитинговых платформ и контейнеров в рамках стратегии наращивания доли на быстрорастущем рынке. Снижение нагрузки в 2022 году будет обеспечено ростом EBITDA за счет соответствующей динамики контейнерных перевозок, увеличения эффективности работы с клиентской базой и оптимизации операционных издержек.

Существенное позитивное влияние на оценку фактора общей долговой нагрузки оказывает метрика по отношению скорректированного долга к разнице FFO и поддерживающих капитальных затрат. Уровень процентной нагрузки компании также оценивается позитивно: агентство ожидает, что покрытие EBITDA процентных затрат в 2021 году составит около 3,5х с ростом до 3,8х в 2022 году.

Фактор рентабельности оказывает позитивное влияние на уровень рейтинга. Агентство ожидает, что достигнутая в 2020 году рентабельность по EBITDA на уровне около 46% будет сохраняться в ближайшие годы, благодаря низкому уровню порожнего пробега и высокой оборачиваемости фитинговых платформ, в том числе для нового подвижного состава. При оценке фактора агентство очищало выручку компании от «двойных оборотов» в виде услуг соисполнителей в рамках контрактов интегрированной логистики. Также агентство не ожидает в прогнозном периоде каких-либо значимых изменений в тарифной политике ОАО РЖД (ruAAA, стаб.) в отношении контейнерных перевозок, а также агрессивного ужесточения конкуренции из-за вхождения на рынок новых игроков. Агентство не выделяет в деятельности компании материального валютного риска.   

В блоке корпоративных факторов агентство отмечает высокое качество корпоративного управления, в том числе благодаря наличию коллегиального исполнительного органа и независимых членов в составе совета директоров. Компанию характеризует высокий уровень информационной прозрачности, высокая степень проработанности стратегии и планирования.

По данным консолидированной отчетности ПАО «ТрансКонтейнер» по стандартам МСФО выручка по итогам года составила 103,5 млрд руб., чистая прибыль – 12,7 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ПАО «ТрансКонтейнер» был впервые опубликован 05.06.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.06.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ПАО «ТрансКонтейнер», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ПАО «ТрансКонтейнер» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ПАО «ТрансКонтейнер» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023