Рейтинговые действия, 11.12.2023

«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг Globaltrans Investment Plc до уровня ruАAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 11 декабря 2023 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании Globaltrans Investment Plc до уровня ruAАА, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruAА+ со стабильным прогнозом.

Рейтинг кредитоспособности Globaltrans Investment Plc обусловлен умеренно-сильной оценкой риск-профиля отрасли, в которой работает компания, сильными рыночными и конкурентными позициями, высокими показателями маржинальности, низкой долговой нагрузкой, сильной ликвидностью и высоким качеством корпоративного управления. Повышение рейтинга обусловлено сильными операционными и финансовыми результатами Globaltrans в первом полугодии 2023 г., которые способствовали сохранению крайне низкой долговой нагрузки несмотря на кризисные явления в экономике РФ и на основных мировых сырьевых рынках, волатильности которых компания косвенна подвержена, обслуживая крупнейших российских сырьевых экспортеров. Агентство высоко оценивает устойчивость компании к внешним шокам, что подкрепляется приверженностью компании к консервативной финансовой политике, что также было продемонстрировано в кризисные периоды ранее в 2014-2015 гг., в период пандемии, и предполагает, что финансовый профиль компании не подвергнется существенному давлению, если компания возобновит выплату дивидендов на исторических уровнях.

Globaltrans Investment Plc (далее – Globaltrans, компания, группа) – головная компания группы Globaltrans, являющаяся одной из ведущих групп, работающих на рынке грузовых железнодорожных перевозок на территории РФ и стран СНГ. По состоянию на 30.06.2023 парк подвижного состава компании (с учетом арендованного парка) включал около 66 тыс. единиц техники и был представлен преимущественно полувагонами для перевозки насыпных грузов (70% парка) и цистернами для нефтепродуктов и нефти (28%).

Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по консолидированной отчетности МСФО Globaltrans Investment Plc.

Обоснование рейтинга

Умеренно сильная оценка риск-профиля отрасли. Сильные финансовые результаты в условиях внешних шоков свидетельствуют о высокой устойчивости компании к кризисным явлениям. Глобалтранс обладает значительным объемом сервисных контрактов, на которые приходится 61% чистой выручки компании от оперирования по итогам 1 полугодия 2023 года, что позволяет сглаживать рыночные колебания ставок оперирования. Барьеры для входа в отрасль также оцениваются как повышенные по причине высоких требуемых капитальных затрат для входа новых игроков.

Сильные рыночные и конкурентные позиции. Globaltrans остается одним из лидеров на рынке частных грузовых железнодорожных перевозок в РФ. По числу парка в собственности компания входит в ТОП-4 игроков по РФ, по грузообороту в ТОП-6 по итогам 1 полугодия 2023 года. При этом компания сохраняет уверенное присутствие в приоритетных промышленных сегментах — в металлургических грузах (41% от грузооборота компании), нефтепродуктах и нефти (15%), угля (32%) по данным за 6 месяцев 2023 года. Клиентская база компании достаточно диверсифицирована, по итогам 6 месяцев 2023 года в структуре чистой выручки Топ-5 постоянных клиентов Globaltrans из нефтегазовой и металлургической отраслей с кредитным рейтингом не ниже ruA формируют 61% чистой выручки компании от оперирования, а контрактная база характеризуется как стабильная и долгосрочная.

Значительный опыт диспетчеризации большого парка позволяет компании более гибко управлять логистикой полувагонов, организуя более сложные кольцевые маршруты, что положительно отражается на операционных характеристиках компании – коэффициент порожнего пробега полувагонов, рассчитанный как отношение порожнего к груженому пробегу, составил 39% за 1 полугодия 2023, что по-прежнему является одним из самых низких показателей в секторе. Агентство отмечает дополнительное конкурентное преимущество Globaltrans в наличии собственного парка магистральных локомотивов (66 единиц), обслуживающих перевозки нефтепродуктов и нефти и позволяющих компании улучшать оборачиваемость парка. Агентство оценивает износ фонда основных средств как умеренный – на 30.06.2023 (далее – отчетная дата) средний возраст полувагонов составил 14,1 года, цистерн – 17,1 лет, при этом срок эксплуатации полувагонов составляет 22 года, цистерн - 32 года.

Низкая долговая нагрузка. В период с 30.06.2022-30.06.2023 (далее – отчетный период) выручка Globaltrans увеличилась до 98 млрд руб. по сравнению с 89 млрд руб. годом ранее, а показатель EBITDA LTM вырос до 48 млрд руб. с 45 млрд руб. за аналогичный период. Компания поддерживает размер долга на низком уровне, что оценивается агентством позитивно. На отчетную дату отношение долга к EBITDA LTM по расчетам агентства снизилось до 0,5х (0,7х годом ранее), при этом процентная нагрузка в терминах отношения EBITDA к процентам к уплате за отчетный период улучшилась до 20х (с 16x за аналогичный период прошлого года), главным образом, из-за роста EBITDA. Агентство ожидает, что на горизонте следующих 2 лет от отчетной даты показатель долговой нагрузки останется на уровне ниже 1х, а процентной нагрузки улучшится до более 20х вследствие дальнейшего сохранения EBITDA и сокращения долга.

Высокий уровень ликвидности. Операционный поток вместе с денежными средствами и невыбранными кредитными линиями достаточен для покрытия процентных расходов, предстоящих погашений и капитальных затрат. Агентство ожидает, что, в процессе завершения редомициляции, компания может возобновить выплаты дивидендов при наличии технической возможности принимая во внимание последовательную реализацию финансовой и дивидендных политик и взаимосвязь возможных средств к распределению с рыночными условиями заимствований. Для группы также характерна высокая качественная оценка ликвидности ввиду отсутствия зависимости от крупнейших кредиторов, широких возможностей рефинансирования долга, а также консервативной политики размещения свободных денежных средств. Агентство отмечает низкие валютные риски компании, поскольку у компании отсутствует валютный долг на отчетную дату, а также весь бизнес и выручка формируются в РФ. Агентство положительно отмечает, что долговой портфель Globaltrans включает в себя заимствования с фиксированной процентной ставкой, поэтому на компанию не повлияла волатильность процентных ставок вследствие роста ключевой ставки ЦБ РФ.

Высокие показатели рентабельности. За отчетный период показатель EBITDA LTM margin сохранился на высоком уровне 58% за счет более медленного темпа роста расходов по сравнению с темпом роста выручки (в расчетах рентабельности выручка корректируется на величину груженого инфраструктурного железнодорожного тарифа РЖД, оплачиваемого клиентами через компанию, и услуги соисполнителей, перевыставляемых конечным клиентам). При этом бизнес-модель Globaltrans предусматривает управление доходностью компании за счет оптимизации величины порожнего пробега с учетом действующих ставок на аренду подвижного состава. Агентство ожидает, что на горизонте следующих 2 лет от отчетной даты в среднем показатель EBITDA LTM margin будет составлять более 50% в среднем, вследствие стабилизации уровня ставок при сохранении грузооборота компании.

Высокий уровень корпоративного управления. В группе действует Совет Директоров, при котором работают четыре профильных комитета. Агентство отмечает, что в Совете Директоров присутствуют независимые директора, что обеспечивает эффективность работы. Система риск-менеджмента оценивается позитивно. Стратегическое планирование и информационная прозрачность оцениваются агентством на высоком уровне.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Globaltrans Investment Plc был впервые опубликован 26.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 14.12.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2023) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 25.04.2023) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, Globaltrans Investment Plc, АО «Новая перевозочная компания» а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Присвоенный кредитный рейтинг является незапрошенным, Globaltrans Investment Plc принимало участие в присвоении рейтинга, лица, осуществляющие над ним контроль или оказывающие на него значительное влияние, не принимали участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Globaltrans Investment Plc дополнительные услуги.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023