Рейтинговые действия, 08.04.2024

«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг ПАО «Аэрофлот» до уровня ruAА
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 8 апреля 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ПАО «Аэрофлот» до уровня ruAA. Прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruА+.

Повышение рейтинга обусловлено изменением оценки факторов поддержки, предусмотренного методологией оценки внешнего влияния. Кредитный рейтинг ПАО «Аэрофлот» присваивается в соответствии с методологией оценки внешнего влияния на уровне условного рейтингового класса поддерживающей структуры, Российской Федерации, уменьшенному на 2 ступени.

Оценка собственной кредитоспособности ПАО «Аэрофлот» обусловлена сдержанной оценкой бизнес-профиля отрасли, приемлемой долговой нагрузкой при комфортном уровне ликвидности, высокими показателями рентабельности. Агентство отмечает значительное улучшение финансового профиля компании, рекордные показатели EBITDA (206 млрд руб, +76% г/г) и рентабельности по EBITDA (34% против 28% в 2022г) по итогам 2023г, которые способствовали улучшению долговой нагрузки несмотря на кризисные явления в экономике и волатильность которой подвержена авиационная отрасль. В оценке собственной кредитоспособности также учитывается высокое качество корпоративного управления и стратегического обеспечения.

Публичное акционерное общество «Аэрофлот — российские авиалинии» – крупнейшая в РФ авиационная группа, объединяющий авиакомпании «Аэрофлот», «Россия» и лоукостер «Победа», а также профильные сервисные компании. 73.8% акций компании принадлежит РФ. По итогам 2023г компания перевезла 47,3 млн пассажиров (+16,3% к 2022г) и с долей 38,5% (45,5% на ВВЛ по пассажиропотоку) занимала лидирующее положение на рынке РФ.

Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по консолидированной отчетности МСФО ПАО «Аэрофлот».

Оценка внешнего влияния

Кредитный рейтинг компании присваивается на уровне условного рейтингового класса поддерживающей структуры (далее – ПС), Российской Федерации, уменьшенному на 2 ступени по совокупности следующих критериев:

- В оценке возможностей поддержки агентство принимает во внимание высокий финансовый потенциал поддерживающей структуры и предоставление регулярной системной поддержки со стороны ПС. В 2023г отрасли было предоставлено льготное государственное финансирование в беспрецедентном объеме на урегулирование отношений с иностранными лизингодателями. Успешное урегулирование обязательств по 83 воздушным судам компании (в дополнение к 10 воздушным судам, приобретённым в конце 2022г и рефинансированным в 2023г. в рамках предоставленной поддержки) позволило Группе «Аэрофлот» обеспечить разрешение юридических противоречий и увеличить количество воздушных судов, снятых с регистрации в иностранных реестрах. В результате в 2023г компания удвоила пассажирооборот в международном сегменте по сравнению с годом ранее. Страховое урегулирование оказало значительный положительный эффект на показатели отчетности, что привело к рекордным показателям EBITDA по итогам 2023г. Более того, около трети лизинговых обязательств компании в долл. США по итогам 2023г были прекращены, а новые обязательства по лизингу формировались преимущественно в рублях под льготную ставку на длительный срок более 10 лет, что оказало значительную поддержку финансовому профилю компании и снизило процентную нагрузку.

Широкий набор инструментов поддержки, применявшийся к компании в последние годы, также включал в себя предоставление государственных гарантий по кредитным обязательствам и субсидий для поддержания операционной деятельности. Государство также учувствовало в дополнительных эмиссиях акций. Дальнейшие механизмы поддержки и субсидирования отрасли в рамках замещения иностранного парка окажет прямое воздействие на компанию;

- В ограничениях поддержки агентство принимает во внимание ограниченную гибкость бюджета для выделения средств для дальнейшей поддержки, а также определенную нормализацию операционной деятельности компании, что может приводить к удлинению сроков принятий решений о предоставлении новых инструментов поддержки;

- Поддерживающая структура контролирует 73.8% и восемь из одиннадцати членов СД представляют интересы ПС. Также ПС в значительной степени влияет на операционную деятельность компании через значительное регулирование отрасли на внутристрановом уровне и международном уровне на уровне межправительственных соглашений;

- В рамках оценки системной и социальной значимости агентство отмечает размерные характеристики и системообразующий статус компании, однако принимает во внимание, что компания сможет продолжать операционную деятельность даже в случае реализации наиболее негативных сценариев, связанных с платежеспособностью;

- В оценке поддержки бюджета агентство учитывает историю и инструментарий предоставления поддержки, но предполагает, что объем поддержки может быть сокращен из-за бюджетных ограничений и нормализации ситуации на авиарынке.

Обоснование оценки собственной кредитоспособности

Сдержанная оценка бизнес-профиля обусловлена низкой устойчивостью к внешним шокам – доходность авиаперевозок сильно подвержена влиянию макроэкономических тенденций и валютных шоков на население. Однако, агентство положительно оценивает конкурентные позиции компании: Аэрофлот по итогам 2023г являлся крупнейшим российским перевозчиком с флотом в 349 самолетов и большой долей рынка, которая примерно в 3 раза больше, чем у второй по размеру компании на рынке. Компания обладает молодым и современным флотом, средний возраст парка воздушных судов Группы «Аэрофлот» – порядка 9 лет, что оказывает дополнительное позитивное влияние с учетом меньшей текущей потребности в ремонтах судов. В рамках стратегии до 2030 года, Группа «Аэрофлот» сохранит мультибрендовую модель и присутствие в основных нишах авиационного рынка, развивая как хаб Группы в Москве, так и региональные хабы и базы. Авиакомпания «Аэрофлот» сохранит фокус на перевозках по сетевой модели на и средне и дальнемагистральных маршрутах по России и доступных направлениях международных перевозок, предлагая продукт высокого уровня в классах эконом и бизнес. «Победа» продолжит развиваться как лоукостер, поддерживая высокий уровень заполняемости и использования судов, «Россия» будет фокусироваться на региональных перевозках, предоставляя сбалансированный продукт.

Приемлемая долговая нагрузка. По расчетам агентства, показатель совокупного долг/EBITDA по состоянию на 31.12.2023 (далее – отчетная дата) снизился до 3,6х на отчетную дату (с 5,2х годом ранее). Коэффициент покрытия процентных расходов показателем EBITDA за отчётный период также показал позитивную динамику, увеличившись до 2,8х (2,1х на 31.12.2022). Улучшение метрик долговой нагрузки явилось следствием сильных финансовых результатов деятельности компании на внутреннем и на международном направлении за период 12 месяцев до отчетной даты. По итогам реализации инвестиционной программы до 2026г, агентство не ожидает значительного сокращения уровня долговой нагрузки в прогнозных периодах, что, тем не менее, не окажет негативного влияния на показатели долговой и процентной нагрузки компании по причине сильной поддержки со стороны государства, а также достаточного объема собственных средств в прогнозных периодах. 

Комфортный уровень ликвидности. Компания продолжает демонстрировать хороший уровень ликвидности, который поддерживают достаточно комфортный график погашения обязательств, доступ к невыбранным кредитным линиям и запас ликвидности. Агентство также отмечает изменившейся профиль валютных рисков, связанный, с одной стороны, уменьшением доли валютных поступлений, с другой - с сокращением ряда статей валютных расходов и снижение валютных обязательствах по лизинговому портфелю.

Высокий уровень рентабельности. В 2023г продемонстрировала значительное улучшение финансовых результатов. Выручка компании выросла до 612 млрд руб (+48% г/г), EBITDA без учета положительного эффекта страхового урегулирования и других единоразовых эффектов составила 206 млрд руб (+76% г/г). Что в результате привело к рекордным показателям рентабельности на уровне 34% по итогам 2023г (28% в 2022г). Компания превзошла не только уровни 2021г, когда российская авиационная отрасль работала без санкционных ограничений, но и показатели допандемийного 2019г.

Высокий уровень корпоративного управления. В рамках оценки корпоративного риск-профиля агентство отмечает высокое качество корпоративного управления и риск-менеджмента, включая высокий уровень страхового покрытия, а также высокий уровень информационной прозрачности компании.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг присвоен ПАО «Аэрофлот» был впервые опубликован 23.04.2021. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 18.04.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2023) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 05.02.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ПАО «Аэрофлот», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ПАО «Аэрофлот» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ПАО «Аэрофлот» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023