Рейтинговые действия, 29.05.2018

«Эксперт РА» присвоил рейтинг компании «Российские автомобильные дороги» на уровне ruAA+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 29 мая 2018 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Российские автомобильные дороги» на уровне ruAA+. По рейтингу установлен стабильный прогноз.

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (далее – ГК «Автодор», компания) - некоммерческая организация, созданная в 2009 году на основании Федерального закона №145-ФЗ для доверительного управления переданными ей автомобильными дорогами общего пользования федерального значения. На текущий момент компания управляет федеральными автомобильными дорогами М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон» и участком дороги А107, а также реализует проекты строительства дорог М-11 «Москва – Санкт-Петербург» и Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Являясь непосредственным заказчиком работ на отдельных участках автодорог, компания также исполняет роль публичной стороны в соглашениях формата государственно-частного партнерства (ГЧП), через которые компания реализует часть проектов строительства и реконструкции автодорог. По состоянию на 31.12.2017 компания управляла дорогами общей протяженностью 2938 км и осуществляла реализацию 12 проектов с привлечением частных инвестиций.

Рейтинг компании был присвоен с отступлением от действующей методологии присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям. По мнению агентства, действующая методология не в полной мере оценивает профиль операционных и финансовых рисков компании из-за её особого юридического статуса (некоммерческая организация в организационно-правовой форме государственной компании, действующая на основании соответствующего Федерального закона) и уникальной модели для российской среды (доверительное управление физическими активами и исполнение функций заказчика при расходовании средств бюджета), включая отношения с государством, и оцениваемые ею факторы не показательны при оценке состояния компании. Присвоенный рейтинг в значительной степени соответствует не самостоятельному рейтингу кредитоспособности с поправками на поддержку со стороны государства, а рейтингу на паритетном с государством уровне с поправкой на уровень системной значимости.

Системная значимость ГК «Автодор» оценивается как сильная, но не на максимальном уровне. Компания является одной из двух организаций, управляющих государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта. Являясь своеобразным «институтом развития», компания выполняет важную роль в развитии транспортной системы Российской Федерации и повышении транспортной доступности отдельных областей и их связанности со столичным регионом и соседними сторонами. Реализуя одни из крупнейших соглашений в рамках ГЧП компания развивает перспективное направление частного финансирования инфраструктуры, что позволяет в существенной степени снижать непосредственные затраты государства. Так как обязательства компании не гарантированы государством, потенциальный дефолт компании несет финансовые риски для государства в первую очередь в контексте реализуемых соглашений в рамках ГЧП, в которых компания несет прямую ответственность от лица Российской Федерации. В таких соглашениях закрепляется режим особых обстоятельств, предусматривающий введение различных штрафов за неисполнение сторонами своих обязательств, включая нарушение условий финансирования публичной стороной, вплоть до расторжения соглашения и компенсации частной стороне понесенных затрат. При этом компания защищена от банкротства, так как на неё не распространяется действие Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Оценка системной значимости не на высшем уровне обусловлена не уникальными компетенциями в сферах свой деятельности и потенциальной заменимостью компании на другого доверительного управляющего, а также проблемами с достижением поставленных задач. Наивысшая степень влияния государства на компанию обусловлена полным стратегическим и операционным контролем со стороны государства, а также очень высокой долей получаемых субсидий в структуре финансирования компании. Учредителем компании является Российская Федерация, права и обязанности учредителя осуществляет Правительство Российской Федерации. Деятельность компании на уровне учредителя определяется «Программой деятельности Государственной компании на долгосрочный период (2010-2021)», утверждаемой Правительством. Программа обобщенно и попроектно задает основные операционные и финансовые цели компании, и в том числе бюджетные и внебюджетные источники финансирования. Высшим органом управления компании является наблюдательный совет, в который входит двенадцать членов: семь – по представлению Правительства, четыре – Федерального Собрания, один – Счетной палаты. Текущий состав совета включает представителей, Министерства транспорта, Министерства экономического развития, Министерства финансов, Совета Федерации, Государственной Думы и Счетной палаты.

Субсидии из федерального бюджета являются крупнейшим источником финансирования компании, предоставляемыми на осуществление деятельности по доверительному управлению и организации строительства и реконструкции автомобильных дорог. За пять лет с 2012 по 2016 годы компания получала ежегодно в среднем порядка 98 млрд руб, что составляло не менее 80% всех поступлений денежных средств. Соответствующие расходы закладываются в бюджет на основе утверждаемой программы деятельности и агентство отмечает полное выполнение плана поступлений по этой статье программы в течение последних, как минимум, пяти лет. Вторым по важности источником финансирования является размещение облигаций – по состоянию на момент присвоения рейтинга два выпуска из четырех находящихся в обращении (21.7 млрд. руб. и 16.7 млрд руб., или 69%) были приобретены за счёт средств Фонда национального благосостояния. Указанные облигации обладают льготным режимом: предусмотрена отсрочка выплаты купонного дохода на 6 и 4 года, соответственно, и поэтапная амортизация суммы основного долга. Оба выпуска облигаций имеют срок обращения 27 лет. Несмотря на то, что находящиеся в обращении эмиссии облигаций компании не обеспечены государственной гарантией и компания не предполагает их получение в дальнейшем, ГК «Автодор» имеет историю работы с ними – дебютный выпуск облигаций компании объемом 3 млрд руб., погашенный в ноябре 2016, был обеспечен государственной гарантией.

По данным консолидированной отчетности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2017 составляли 469.3 млрд руб., собственный капитал – 750 млн руб. Выручка по итогам 2017 года составила 841 млн руб., чистый убыток – 195 млн руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовых компаний https://raexpert.ru/ratings/credits/method (применяемая версия методологии вступила в силу 02.10.2017). Ключевые источники информации: данные Государственной компании «Российские автомобильные дороги», «Эксперт РА», Банка России.

Рейтинг кредитоспособности впервые присваивается объекту рейтинга. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 24.05.2018. Пересмотр прогноза по рейтингу ожидается не позднее, чем через 12 месяцев. Рейтинг кредитоспособности был инициирован объектом рейтинга (с рейтингуемым лицом заключен договор об осуществлении рейтинговых действий), объект рейтинга принимал участие в присвоении рейтинга. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу дополнительные (отличные от присвоения и мониторинга (поддержания) присвоенного рейтинга) услуги. Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию, включая информацию, полученную от третьих лиц и из публичных (общедоступных) источников, относящуюся к объекту рейтинга, которая находится в распоряжении Агентства, достоверность и качество которой, по мнению Агентства, являются надлежащими. Информация, используемая Агентством, является достаточной для применения методологии.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

Рейтинги выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт Агентства www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023