Рейтинговые действия, 30.06.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг АО «Первая Грузовая Компания» на уровне ruAAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 30 июня 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании АО «Первая Грузовая Компания» на уровне ruAAA, прогноз по рейтингу стабильный.

Акционерное общество «Первая Грузовая Компания» (далее – ПГК, компания) – частный оператор железнодорожного подвижного состава, работающий на территории РФ и стран СНГ. По состоянию на 31.12.2022 (далее – отчётный период) парк в управлении компании составлял 91.9 тыс. единиц.

По итогам 2022 года грузооборот компании составил 264 млрд т-км, что на 6% меньше результата 2021 года. Снижение было обусловлено завершением компанией перевозок нефтяных грузов, а также выходом из сегментов универсальных платформ, цементовозов и малокубовых крытых вагонов. Изменение маршрутов перевозок из-за переориентации экспортных перевозок в сторону портов Дальнего Востока  не так значительно повлияло на падение грузооборота по сравнению с погрузкой, но общий эффект на сети, связанный с ограничениями инфраструктуры Восточного полигона  владельца инфраструктуры и нагрузкой на стивидорные мощности, привел к замедлению оборота парка, возникновению дефицита подвижного состава, и, как следствие, продолжающемуся росту ставок.

Сохраняющаяся большая доля сервисных контрактов в структуре выручки позволяет сглаживать рыночные колебания ставок оперирования. Стабильные количественные и качественные финансовые результаты в условиях внешних шоков свидетельствуют о высокой устойчивости компании к кризисным явлениям. Барьеры для входа в отрасль также оцениваются как повышенные по причине высоких требуемых капитальных затрат для входа новых игроков. Агентство также выделяет в числе конкурентных преимуществ компании наличие собственных мощностей по осуществлению текущих, плановых ремонтов и модернизаций вагонов.

Агентство отмечает стабильность контрактной базы и наличие у компании долгосрочных контрактов с крупнейшими клиентами. По итогам 2022 года компания являлась крупнейшим железнодорожным оператором в терминах грузооборота и погрузки. На пять крупнейших клиентов по итогам 2022 года пришлось 58% выручки. Факторы рыночных и конкурентных позиций ПГК высоко оцениваются агентством. Компания оперирует диверсифицированным парком подвижного состава – полувагонами (76% парка в управлении на 31.03.2023), крытыми вагонами (22%). С момента предыдущей актуализации компания исходя из рыночной конъюнктуры вышла из оперирования парком хопперов-цементовозов, универсальных платформ, а также значительно сократила парк малокубовых крытых вагонов. Компания планирует развивать направление по транспортно-экспедиционному обслуживанию с использованием контейнерных перевозок, для чего компания предполагает наращивать парк фитинговых платформ и ISO-контейнеров под управлением.

Грузовая база компании диверсифицирована – по итогам 2022 года крупнейшей статьей перевозок был каменный уголь (34% грузооборота), металлургические сырье и грузы (включая кокс) – 37%, строительные грузы – 8%. С рядом крупнейших клиентов действуют средне- и долгосрочные контракты, в ряде случаев включающие обязательства сервисного характера и фиксирующие минимальную долю ПГК в структуре железнодорожных перевозок компаний. Контрактная база с подобной структурой, по мнению агентства, обеспечивает достаточно высокий уровень прогнозируемости объемов перевозок и денежных потоков. Специфика расположения клиентских производственных мощностей, особенно относящихся к металлургическим и, частично, угольным секторам, и значительный опыт диспетчеризации очень большого парка позволяют гибко управлять движением полувагонов и организовывать оптимальные логистические маршруты, уменьшая порожний пробег подвижного состава. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывает умеренная степень износа основных средств компании.

Агентство продолжает положительно оценивать блок финансовых рисков. Отношение долга к EBITDA на 31.12.2022 составило 0.8, что свидетельствует о низкой долговой нагрузке. Это позволяет поддерживать комфортное покрытие процентных расходов EBITDA, которое по итогам 2022 соответствовало 12.7. Агентство не ожидает выхода качественных финансовых показателей в перспективе ближайших лет от отчётной даты за пределы бенчмарков агентства для положительной оценки блока финансовых рисков. Показатели прогнозной ликвидности оказывают положительное влияние на уровень кредитного рейтинга. В силу отраслевой специфики компания исторически характеризуется минимальными потребностями в оборотном капитале, вследствие чего уровень операционных денежных потоков (CFO) в значимой степени сопоставим с EBITDA, и оценивается на стабильно высоком уровне. Прогнозный CFO и денежные средства на последнюю отчётную дату покрывают ожидаемые платежи по капитальным затратам, долговым платежам и дивидендным выплатам на 130%. Агентство позитивно оценивает принятие дивидендной политики, которая существенно повышает прогнозируемость возможных денежных оттоков компании в будущем. График погашения долга является долгосрочным и не предполагает пиковых выплат. Компания обладает высоким объемом невыбранных кредитных линий в размере 89.5 млрд руб. на 31.12.2022, что кратно превышает потребность в финансировании компании.

Агентство оценивает корпоративные риски ПГК как крайне низкие, отмечая наличие эффективного совета директоров и коллегиального исполнительного органа, высокое качество организации корпоративного управления, риск менеджмента и последовательную реализацию консервативной финансовой и бизнес-стратегии компании. Агентство позитивно оценивает цифровизацию бизнеса ПГК, который направлен на развитие эффективности бизнес-процессов компании.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «ПГК» был впервые опубликован 10.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 01.07.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2022) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 25.04.2023) https://raexpert.ru/ratings/methods/current

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «ПГК», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «ПГК» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «ПГК» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023