Лизинг и факторинг, 30.03.2016

Рынок лизинга по итогам 2015 года: на субсидиях
Поделиться
Facebook Twitter VK


PDF  

Содержание

Резюме

Cокращение объема нового бизнеса за 2015 год составило 20%, а лизинговый портфель впервые за семь лет показал отрицательную динамику. Помимо продолжающегося сжатия ж/д сегмента, вниз рынок потянул автолизинг. Еще большего сокращения рынок избежал за счет крупных авиасделок и госпрограммы льготного автолизинга. Субсидирование лизинга/аренды в рамках антикризисных мер будет оказывать все большее влияние на объем и отраслевую структуру нового бизнеса. Вследствие господдержки и низкой базы прошлого года рынок лизинга в 2016 году, по прогнозу RAEX (Эксперт РА), замедлит темпы падения и сократится не более чем на 15%.

Сокращение объема нового бизнеса (стоимости имущества) за 2015 год составило около 20%, а его номинальный объем, по оценке RAEX (Эксперт РА), не превысил 545 млрд рублей.
Текущее состояние экономики страны привело к заморозке планов предприятий по обновлению основных фондов: инвестиции в основной капитал за прошедший год сократились на 8,4% по сравнению с 2014 годом (по данным Росстата). Лизинговый рынок, как один из индикаторов инвестиционной активности в экономике, также показал отрицательную динамику. От еще большего падения рынок удержали крупные авиасделки и госпрограмма по субсидированию автолизинга, а также скидки и специальные предложения от лизингодателей в конце года.

Объем лизингового портфеля по итогам 2015 года продемонстрировал отрицательную динамику, что в последний раз отмечалось в 2009 году. Сумма новых договоров финансового и оперативного лизинга сократилась за 2015 год на 17% и составила 830 млрд рублей. Сжатие суммы новых лизинговых договоров привело к тому, что объем лизингового портфеля впервые за семь лет снизился (-3%). Кроме того, в течение двух лет подряд объем полученных лизинговых платежей продолжает превышать объем профинансированных средств, что также сказалось на величине портфеля.

Крупнейший сегмент рынка – автолизинг – сократился в 2015 году на 18%, от большего падения его удержала госпрограмма по льготному автолизингу. Несмотря на абсолютное сокращение, крупнейшим сегментом рынка остается автолизинг, доля которого достигла 37% в 2015 году (36% за 2014 год). Снижение покупательской активности населения и рост стоимости автомобилей привели к падению автопродаж в прошлом году. Однако автосегменту удалось отстоять лидирующие позиции на рынке за счет запуска госпрограммы по льготному автолизингу, а также введения лизингодателями экспресс-продуктов и предоставления скидок клиентам.

Среди трех крупнейших сегментов лизингового рынка прирост за 2015 год показал только авиализинг (+28%). Около 94% нового бизнеса в авиасегменте пришлось на сделки четырех крупнейших лизинговых компаний рынка. Агентство отмечает, что в прошлом году авиализинг практически достиг рекордного объема нового бизнеса, продемонстрированного в 2013 году. Причиной роста авиасделок, помимо крупных разовых сделок, послужила господдержка лизинга / аренды российских самолетов. Кроме того, на объем авиасделок в прошлом году повлияла передача самолетов, ранее изъятых у неплатежеспособных авиакомпаний (в том числе «Трансаэро»).

Использование субсидирования лизинга в качестве антикризисных мер будет оказывать все большее влияние на объем и отраслевую структуру нового бизнеса. Антикризисные меры, направленные на субсидирование лизинга / аренды определенного вида имущества, приведут к росту концентрации на отдельных сегментах. Так, запуск льготного автолизинга, субсидирование лизинга /аренды российских самолетов, госсубсидии на возмещение части затрат по кредитам продолжат оказывать поддержку авто- и авиализингу. Ключевое влияние на лизинг высокотехнологичного оборудования в 2016 году может оказать программа Фонда развития промышленности (ФРП) по поддержке промышленных предприятий.

Согласно базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), в 2016 году лизинговый рынок замедлит темпы падения и сократится не более чем на 15%. При реализации негативного прогноза предполагается сжатие рынка до 463 млрд рублей. Согласно данному прогнозу, сокращение ж/д сегмента составит 30%. Ключевую поддержку автолизингу по-прежнему будет оказывать госпрограмма, однако она не сможет переломить ситуацию с падением автопродаж; в итоге автолизинг просядет на 10%. Объем нового бизнеса в авиасегменте упадет на 5%. В случае реализации позитивного прогноза объем рынка составит около 490 млрд рублей (-10% к 2015 году). Падение ж/д сегмента составит 25%, общий объем сделок в автолизинге сократится на 5%. Авиализинг за счет крупных сделок госкомпаний и перераспределения оставшегося парка «Трансаэро» сохранит объем нового бизнеса на уровне 2015 года. При этом ключевое влияние на рынок будет оказывать ситуация в экономике РФ и реализация госпрограмм с применением лизинга.

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2020 года: тотальное поражение

За 1-е полугодие 2020-го объем нового бизнеса составил 570 млрд рублей, что на 22 % меньше аналогичн... 15.09.2020
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2020 года: тотальное поражение

Рынок лизинга в I полугодии 2020 года: предварительные итоги

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подвело предварительные итоги исследования российского рынка лизи... 10.08.2020
Рынок лизинга в I полугодии 2020 года: предварительные итоги

Прогноз лизингового рынка на 2020 год: обнуление роста

На протяжении 2019-го российский рынок лизинга демонстрировал более скромные темпы прироста, чем в 2... 25.03.2020
Прогноз лизингового рынка на 2020 год: обнуление роста

Российский рынок факторинга – итоги 2019 года и прогноз на 2020-й: курс на цифровизацию

Общий объем выплаченного Факторами финансирования по итогам 2019 года увеличился на 20 % и достиг по... 19.03.2020
Российский рынок факторинга – итоги 2019 года и прогноз на 2020-й: курс на цифровизацию

Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020

Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2019-го составил 1 030 млрд рублей, что всего на 2 % больше аналог... 12.12.2019
Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020
Вся аналитика