Рейтинговые действия, 03.04.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании РОСНАНО на уровне ruAA
Поделиться
Facebook Twitter VK

PDF  

Москва, 3 апреля 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности холдинговой компании РОСНАНО на уровне ruAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

АО «РОСНАНО» - компания, находящаяся в 100%-ной государственной собственности, основной задачей которой является содействие реализации государственной политики по развитию наноиндустрии, включая коммерциализацию профильных разработок в роли соинвестора. Компания была создана в 2011 году в результате реорганизации государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», в свою очередь учрежденной в 2007 году на основании Федерального закона 139-ФЗ. Основными структурными элементами Группы компаний РОСНАНО выступают три единицы: непосредственно АО «РОСНАНО» как балансодержатель инвестиционного портфеля, ООО «УК «РОСНАНО», сконцентрировавшей операционную и инвестиционную деятельность по управлению портфелем, и «Фонд инфраструктурных и образовательных программ», ведущий деятельность в сфере образования и развития нормативной базы.

Рейтинг компании был присвоен с отступлением от действующей методологии присвоения рейтингов кредитоспособности холдинговым компаниям. По мнению агентства, действующая методология не в полной мере оценивает профиль операционных и финансовых рисков компании как особого узкоспециализированного института развития и ее деятельность по формированию и развитию наноиндустрии как нового самостоятельного сектора экономики, включая отношения с государством, и оцениваемые методологией факторы не показательны при оценке состояния компании. Присвоенный рейтинг в значительной степени соответствует не самостоятельному рейтингу кредитоспособности с поправками на поддержку со стороны государства, а рейтингу на паритетном с государством уровне с поправкой на уровень системной значимости.  

Влияние государства оценивается как сильное – государство определяет финансовую и инвестиционную стратегию через формирование Совета директоров, принимающий решение по ключевым сделкам и регламентирующим деятельность компании документам, а также устанавливающий целевые ключевые показатели эффективности. Изменения в ключевые документы компании согласовываются с курирующими деятельность компании федеральными органами исполнительной власти – Министерством промышленности и торговли, Министерством экономического развития, Министерством финансов и Росимуществом для последующего рассмотрения Правительством РФ. Государство регулярно проводит проверки деятельности компании – основными органами контроля выступают Министерство промышленности и торговли, ВЭБ.РФ и Счетная Палата.

Системная значимость АО «РОСНАНО» оценивается как умеренно сильная. Компания является одним из элементов государственной системы институтов развития, наряду с ВЭБ.РФ, Российским фондом прямых инвестиций и Российской венчурной компанией. Основным инструментом инвестирования выступает преимущественно акционерное финансирование портфельных компанией на стадии «роста» - для создания и масштабирования производства и увеличения продаж, но еще не соответствующих требованиям для привлечения финансирования на основных рынках капитала. На 30.06.2019 инвестиционный портфель компании составлял 143.5 млрд руб. и включал инвестиции исторического портфеля и новые фонды под со-управлением УК «РОСНАНО». Приоритетными сегментами инвестиций остаются возобновляемая энергетика и энергоэффективность, электроника, новые материалы и здравоохранение.

По мнению агентства, об умеренно сильной системной значимости свидетельствует ряд факторов. В текущей стадии деятельности компании первоначальной инвестиционный мандат о создании и развитии наноиндустрии может трактоваться компанией в очень широком ключе. На начало 2020 года компания находится в так называемой «второй инвестиционной фазе» деятельности, постепенно (по оценке компании – к 2023 г.) выходя из прямых инвестиций в портфельные компании, осуществлявшихся ранее. Во «второй инвестиционной фазе» целевым инструментом стало создание инвестиционных фондов с привлечением средств сторонних инвесторов под управлением или со-управлением ООО «УК «РОСНАНО», подконтрольного компании. При этом доля компании в целевом размере фонда не может превышать 50%. Крупнейшими проинвестированными фондами на текущий момент являются «Первый экологический фонд» и «Фонд развития ветроэнергетики» с фокусом на утилизацию твердых бытовых отходов и ветроэнергетику, соответственно.

В 2019 году было принято решение о проведении докапитализации компании: в устав компании были внесены изменения, основным из которых являлось увеличение уставного капитала на 40 млрд руб. на горизонте до 2023 года включительно. Часть из них была предоставлена уже в 2019 году. Средства предоставляются для создания фонда прямых инвестиций в целях поддержки проектов по развитию цифровых технологий в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Ключевым направлением финансирования фонда и его дочерних фондов являются проекты сквозных цифровых технологий на стадии доработки технологии и/или создания производства, и на масштабирование и/или локализацию производств высокотехнологичной продукции в сфере сквозных цифровых технологий. На момент актуализации рейтинга профильный фонд уже был создан, однако первые инвестиции еще не были осуществлены. Также агентство отмечает, что фактический график докапитализации компании еще полностью не утвержден.  

Компания до докапитализации 2019 года не получала вливаний в виде денежных средств или прочего имущества, за исключением государственных субсидий на строительство Европейского рентгеновского лазера (XFEL), проводимого по поручению Правительства РФ. В рамках привлечения долгового финансирования компания предполагает получение новых государственных гарантий в 2020 году для рефинансирования ранее привлеченных кредитов и займов, обеспеченных госгарантиями и постепенный отказ от получения новых государственных гарантий. Исторически, именно получение государственный гарантий по размещаемым облигациям и привлекаемому банковскому финансированию было самым сильным методом финансовой поддержки компании. По состоянию на 30.06.2018 100% долговых обязательств компании было покрыто гарантиями. При этом, с декабря 2018 года компания разместила несколько выпусков облигаций без государственной гарантии. Агентство при этом принимает во внимание, что на протяжении всего срока деятельности компания не допускала просрочек при обслуживании долговых обязательств, и, как следствие, кредиторы ни разу не обращались к гаранту. Также агентство отмечает, что на время перехода между «фазами» инвестиционный портфель компании, скорее всего, будет сокращаться при выходе из инвестиций исторического портфеля и постепенном формировании новых фондов, что может позитивно сказаться на уровне ликвидности, а также в отсутствии необходимости привлечения нового долгового финансирования уровень долга не будет расти.

Агентство обращает внимание, что требования государства к реализуемым проектам носят в большинстве своем качественный характер и не направлены на максимизацию финансового результата. Оперируя в сфере прямых инвестиций, компания подвержена существенным рыночным рискам, связанным как с переоценкой стоимости вложений, так и прогнозированием возможности выхода из инвестиций в заданный промежуток времени.

По данным консолидированной отчетности АО «РОСНАНО» по стандартам МСФО активы компании на 30.06.2019 составляли 162.2 млрд руб., капитал – 85.8 млрд руб. Чистый убыток по итогам первого полугодия 2019 года составил 13.9 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг присвоен АО «РОСНАНО» был впервые опубликован 04.04.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 04.04.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности холдинговым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 26.02.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «РОСНАНО», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «РОСНАНО» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «РОСНАНО» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Дополнительные материалы по тематике


Как за 20 лет телекоммуникации в России совершили революцию

Ведомости

Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
02.12.2019

Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт

Ведомости

Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
25.11.2019

20 лет ритейла в России – от толкучек и ларьков до современных магазинов

Ведомости

Российская экономика 1999–2019 гг. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
18.11.2019

Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром

Ведомости

Российская экономика 1999–2019 гг. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
11.11.2019

Реалистичность проектов ГЧП на железных дорогах неочевидна

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года изобилует описанием инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры для потребностей ресурсных и стивидорных компаний. 03.04.2019