Рейтинговые действия, 29.10.2020

«Эксперт РА» присвоил рейтинг компании «НСХ» на уровне ruА
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 29 октября 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «НСХ» на уровне ruA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

ООО «НСХ» - головная компания группы «Нефтьсервисхолдинг» (далее – группа), объединяющая семь нефтесервисных предприятий по принципу технологической специализации. Ключевым активом группы является буровая компания ООО «НСХ Азия Дриллинг», специализирующаяся на строительстве нефтяных и газовых скважин со сложным профилем глубиной до 7 км. Из прочих активов наиболее приоритетными являются ООО «Пермнефтеотдача», осуществляющая текущий и капитальный ремонт скважин, и ООО «ПИТЦ «Геофизика», выполняющая контракты в сфере сейсморазведки и геофизики. По долговым обязательствам внутри группы действует перекрестная вертикальная система обеспечений, что помимо прочего позволяет агентству при присвоении рейтинга ориентироваться на консолидированную отчетность группы по МСФО.

Агентство нейтрально оценивает риск-профиль отрасли группы. Устойчивость к внешним шокам у компаний нефтесервисной отрасли, по мнению агентства, находится на уровне несколько ниже средней по экономике. Барьеры для входа в отрасль оцениваются агентством как средние. Концентрированная структура заказчиков в отрасли выражается исторически в давлении последних на цены исполнения работ по контрактам и на условия расчетов в случае необходимости. В настоящий момент дополнительное негативное влияние на отрасль оказывает действующее соглашение об ограничении добычи нефти в формате ОПЕК+, которое привело к значительному сокращению капитальных затрат нефтяных компаний с соответствующим влиянием на спрос на нефтесервисы, включая бурение. Кроме того, недавно объявленные изменения в налогообложении нефтяных компаний, включающие ужесточение режима налога на добавленных доход и отмену ряда льгот по НДПИ и экспортной пошлине, могут непредсказуемо на текущий момент повлиять на решения нефтяных компаний по инвестициям в те или иные добывающие проекты.

Конкурентные позиции группы оцениваются агентством как умеренно сильные. Группа уверенно входит в десятку крупнейших компаний в сегменте бурения, но имеет многократно меньший размер, чем крупнейший игрок на этом рынке. Несмотря на свой относительно небольшой масштаб бизнеса, преимуществом группы является высокий объем заключенной долгосрочной контрактной базы, обеспечивающий ей до 3х лет работ в терминах выручки 2019 года. По части этих контрактов, связанных с проведением работ на новых проектах, группа уже получила авансирование от заказчиков. Этот факт, по мнению агентства, существенно снижает риски отрасли, описанные в абзаце выше. Преимуществом группы также является умеренно низкий износ основных средств. Так, средний возраст парка буровых установок группы не превышает 5 лет. Благоприятно на оценку фактора влияет наличие определенного уровня диверсификации по различным сегментам нефтесервиса.      

Фактор концентрации бизнеса оценивается агентством умеренно позитивно. Сдерживает оценку значительная доля выручки, приходящаяся на одного заказчика. При этом агентство учитывает, что это обусловлено скорее спецификой отрасли и невысоким масштабом бизнеса. Так, по итогам 2019 года более 40% выручки группы приходилось на контракты ПАО «Лукойл». В текущем году ожидается, что около половины выручки будет генерироваться за счет ПАО «Газпром нефть». Географическая диверсификация деятельности группы оценивается как высокая. На одну группу контрактов в остаточной стоимости контрактной базы приходится не более 30% выручки. 

Фактор ликвидности группы оценивается агентством умеренно позитивно. Ближайшие 12 месяцев от 30.06.2020 (далее – отчетная дата) группе предстоит понести капитальные затраты в объеме около 1,5х фактической EBITDA LTM на 30.06.2020. Значительная часть инвестиционной программы уже профинансирована. Качественная оценка ликвидности группы несколько сдерживается недостаточно консервативным, по мнению агентства, подходом в размещении части свободных денежных средств. 

Общая долговая нагрузка группы оценивается агентством позитивно. Отношение долга к LTM EBITDA на отчетную дату составило, по расчетам агентства, 1,6х. Долговой портфель группы представлен долгосрочными банковскими кредитами и лизинговыми обязательствами. Агентство ожидает улучшения значения метрики до 1,2х на 30.06.2021 за счет роста EBITDA, преимущественно благодаря планируемым поступлениям по новым заключенным контрактам в сегменте бурения. Уровень процентной нагрузки группы также оценивается агентством позитивно. Покрытие процентных платежей показателем EBITDA на отчетную дату составил около 5,7х. На 30.06.2021 ожидается незначительное снижение показателя до уровня 5,5х из-за роста процентных платежей в рамках безрегрессного факторинга дебиторской задолженности части крупнейших заказчиков.      

Фактор рентабельности группы оценивается умеренно позитивно. Рентабельность группы по EBITDA на отчетную дату составляла около 20% (12% на 30.06.2019 LTM), рентабельность по FCF – около 6%. Рост рентабельности в отчетном периоде произошел, благодаря увеличению доли контрактов по наиболее маржинальному направлению деятельности, бурению, в структуре контрактной базы. Агентство ожидает сохранения высоких значений рентабельности группы в ближайшие годы. Рыночные риски группы оцениваются как минимальные, так как практически все расчеты проводятся в рублях.

Блок корпоративных факторов оказывает умеренно благоприятное влияние на рейтинг. Фактор качества корпоративного управления несколько сдерживается отсутствием в совете директоров независимых членов, а также отсутствием коллегиального исполнительного органа. Фактор информационной прозрачности сдерживается отсутствием публикаций в открытом доступе отчетности группы, а также отсутствием ревью аудитора по промежуточной отчетности МСФО. Группа занимается структурированием и развитием риск-менеджмента. При этом на высоком уровне оценивается фактор стратегического обеспечения. Группа характеризуется наличием четких стратегических целей, а также взвешенной финансовой политики.  

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг присвоен ООО «НСХ» впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «НСХ», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «НСХ» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «НСХ» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023