Рейтинговые действия, 02.07.2021

«Эксперт РА» повысил рейтинг Первой Грузовой Компании до уровня ruAAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 2 июля 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Первая Грузовая Компания» до уровня ruAAA со стабильным прогнозом. Ранее действовал рейтинг на уровне ruAA+ со стабильным прогнозом.

Публичное акционерное общество «Первая Грузовая Компания» (далее – ПГК, компания) – крупнейший частный оператор железнодорожного подвижного состава, работающий на территории РФ и стран СНГ. По состоянию на 31.12.2020 (далее – отчётный период) парк в управлении компании составлял 113,1 тыс. единиц.

Повышение кредитного рейтинга обусловлено стабильно низкими показателями долговой нагрузки, а также улучшением рыночных позиций в ходе стрессового для отрасли 2020 года. Лидирующие позиции ПГК на рынке железнодорожных операторов сопровождались финансовыми и операционными результатами на уровне выше основных конкурентов. Рейтинговое действие отражает ожидания агентства, что сильный бизнес-профиль и консервативная финансовая политика позволят ПГК демонстрировать качественные показатели долговой нагрузки и рентабельности на высоком уровне даже в случае проявления внешних шоков в будущем.

Компания стабильно занимает лидирующие позиции по объему грузовых перевозок, грузообороту и по размеру парка в управлении. Несмотря на отсутствие первенства по количеству вагонов под управлением на российском рынке, компания сумела занять первое место в 2020 г. по погрузке и грузообороту в период, характеризовавшийся относительно непростыми рыночными условиями. Последствия от структурного профицита подвижного состава на сетях РЖД начали проявляться в 2019 году, когда ставки доходности стали падать с пиковых значений – за вторую половину 2019 г. уровень спотовых ставок оперирования универсального парка подвижного состава – полувагонов – сократился почти вдвое. В 2020 году пандемия коронавируса привела к падению погрузки и грузообороту на сетях РЖД на 2,7% и 2,2% соответственно, что на фоне продолжающегося профицита подвижного состава и негативных ценовых условиях на основных сырьевых рынках способствовало дальнейшему сокращению спотовых ставок оперирования среди полувагонов до уровня в пределах 700-900 руб./ваг.-сутки. В негативных рыночных условиях ПГК сумела нарастить погрузку и грузооборот на 3% и 6% соответственно и сохранить доходности оперирования на более высоких уровнях благодаря большой доле сервисных контрактов в структуре выручки, которые позволяют сглаживать рыночные колебания ставок оперирования. Сохранение лидирующих рыночных позиций, а также сильных количественных и качественных финансовых результатов в условиях внешних шоков свидетельствуют о высокой устойчивости компании к кризисным явлениям. Барьеры для входа в отрасль также оцениваются как повышенные по причине высоких требуемых капитальных затрат для входа новых игроков. Агентство также выделяет в числе конкурентных преимуществ компании наличие собственных мощностей по осуществлению текущих, плановых ремонтов и модернизаций вагонов.

Компания обладает долгосрочным опытом взаимодействия с якорным клиентом - Группой НЛМК (ruAAA, стаб.) по причине контроля единым бенефициаром и длительной истории взаимодействия компаний, выраженной в прочной интеграции ПГК в организацию логистики НЛМК. На долю контрагента стабильно приходится не менее 20% выручки (22% по итогу 2020 г.). Стабильное ведение деятельности со связанной компанией, которая также является одним из крупнейших держателей высокодоходной грузовой базы, положительным образом выделяют ПГК среди своих конкурентов.  На пять крупнейших клиентов, включающих в себя такие компании как Северсталь (ruAAA, стаб.) и СУЭК (ruAA-, стаб.) приходилось 55% выручки. Агентство отмечает стабильность контрактной базы и наличие у компании долгосрочных контрактов с крупнейшими клиентами. Факторы рыночных и конкурентных позиций ПГК высоко оцениваются агентством. Компания оперирует диверсифицированным парком подвижного состава – полувагонами (63% парка в управлении на 31.03.2021), крытыми вагонами (15%) и цистернами (9%). В 2020 году компания объявила о выходе из сегмента перевозок цистернами, вследствие чего агентство ожидает рост доли полувагонов в краткосрочной перспективе до уровня не более 70%, что оценивается агентством как умеренно-высокая диверсификация подвижного состава.  Грузовая база компании также диверсифицирована – на металлургические сырье и грузы (включая кокс) приходится 35% грузооборота 2020 года, каменный уголь 27%, нефть и нефтепродукты – 9%. С рядом крупнейших клиентов действуют средне- и долгосрочные контракты, которые обеспечили около 68% выручки в 2020 году, в ряде случаев включающие обязательства сервисного характера и фиксирующие минимальную долю ПГК в структуре железнодорожных перевозок компаний. Контрактная база с подобной структурой, по мнению агентства, обеспечивает достаточно высокий уровень прогнозируемости объемов перевозок и денежных потоков. Специфика расположения клиентских производственных мощностей, особенно относящихся к металлургическим и, частично, угольным секторам, и значительный опыт диспетчеризации очень большого парка (до 213 тыс. вагонов в управлении на пике в 2010 году) позволяют гибко управлять движением полувагонов и организовывать оптимальные логистические маршруты. Этот факт положительно отражается на операционных характеристиках компании, включая коэффициент порожнего пробега, величина которого по самому распространенному парку на сети – полувагонам – у ПГК значительно ниже среднеотраслевого показателя, хотя и превышает минимальные значения, демонстрируемые отдельными игроками на рынке. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывает степень умеренного износа основных средств компании.

Блок финансовых рисков положительно оценивается агентством. В силу ухудшения макроэкономической конъюнктуры в 2020 году выручка компании продемонстрировала снижение на 6%, показатель EBITDA, по расчётам агентства, снизился на 20%. Также на фоне увеличения грузооборота и коэффициента порожнего пробега расходы по тарифам на порожний пробег РЖД продемонстрировал рост на 19%. В результате этих факторов рентабельность по EBITDA, по расчётам агентства, снизилась на 8 п.п. до 44%, что все равно оценивается агентством как очень высокий уровень рентабельности, и по-прежнему является одним из наиболее высоких уровней в отрасли.   Агентство отмечает, что меры компании по оптимизации затрат и снижению долговой нагрузки способствовали сохранению качественных показателей долговой нагрузки на низких уровнях. Чистый долг к EBITDA составил 0.5х по состоянию на 31.12.2020 (далее – отчётная дата). Низкая долговая нагрузка и стоимость фондирования способствуют высокой оценке соотношения EBITDA / процентные расходы, уровень которого составил 16.2х на последнюю отчётную дату. Агентство не ожидает выхода качественных финансовых показателей в перспективе ближайших 2 лет от отчётной даты за пределы бенчмарков агентства для положительной оценки блока финансовых рисков. По прогнозам РЖД, в 2021 г. рост погрузки на сетях ожидается на уровне не менее 1,5% по мере восстановления российской экономики от кризисного 2020 года, что будет способствовать умеренному росту объемов перевозок компании. Также агентство отмечает положительную конъюнктуру на основных товарных рынках перевозимых товаров, в частности на рынках угля и металлов, что будет стимулировать увеличение объемов перевозок железнодорожных операторов, включая ПГК, и поддерживать ставки оперирования вагонов на приемлемом уровне. При этом сохранение профицита подвижного состава на сетях РЖД при их низких темпах списания и ограниченность инфраструктуры Восточного полигона будут сдерживать темпы роста компании. Агентство исходит из предпосылки, что динамика погрузки железнодорожного транспорта в 2022 г.  будет сопоставима с уровнем 2021 г., однако к этому сроку компания нарастит долю вагонов с повышенной нагрузкой на ось, что позволит ПГК органично увеличивать полезные объемы перевозимых грузов и, как минимум, ограничить рост расходов на порожний пробег. Также компания планирует в среднесрочной перспективе нарастить свою долю на рынке контейнерных перевозок, темпы роста которого последние несколько лет характеризуются стабильно высокими уровнями – более 10% в год – и более устойчивым уровнем ставок оперирования. Таким образом, принимая во внимание совокупность этих факторов, высокую законтрактованность выручки и историческую концентрацию компании на высокодоходных грузах, агентство не ожидает выхода показателя рентабельности за пределы 40-50%, что при действующей программе капитальных затрат сохранит показатель долг к EBITDA на уровне ниже 1.5х в перспективе 2021-2022 гг.

Показатели прогнозной ликвидности оказывают поддерживающее влияние на уровень кредитного рейтинга. В силу отраслевой специфики компания исторически характеризуется минимальными потребностями в оборотном капитале, вследствие чего уровень операционных денежных потоков (CFO) в значимой степени сопоставим с EBITDA, и оценивается на стабильно высоком уровне. Прогнозный CFO и денежные средства на последнюю отчётную дату полностью покрывают ожидаемые платежи по капитальным затратам, долговым платежам и дивидендным выплатам в 1.06 раз. Агентство позитивно оценивает принятие дивидендной политики, которая существенно повышает прогнозируемость возможных денежных оттоков компании в будущем. График погашения долга характеризуется как комфортный, в соответствии с ним крупнейшая выплата состоится не ранее 2024 г., которая не является пиковой. Также компания обладает высоким объемом невыбранных кредитных линий в размере 45,5 млрд руб., что более чем вдвое превышает долговую нагрузку компании.

Агентство оценивает корпоративные риски ПГК как крайне низкие, отмечая наличие эффективного совета директоров и коллегиального исполнительного органа, высокое качество организации корпоративного управления, риск менеджмента и последовательную реализацию консервативной финансовой и бизнес-стратегии компании. Агентство позитивно оценивает цифровизацию бизнеса ПГК, который направлен на развитие эффективности бизнес-процессов компании. Оценивая информационную прозрачность как высокую, агентство отмечает недостаточную регулярность и полноту раскрытия операционной статистики деятельности компании.

По данным консолидированной отчетности ПАО «ПГК» по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2020 составляли 155 млрд руб., капитал – 109 млрд руб. Выручка по итогам 2020 года составила 81 млрд руб., чистая прибыль – 26 млрд руб. (с учетом прибыли от прекращенной деятельности).

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ПАО «ПГК» был впервые опубликован 10.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.07.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ПАО «ПГК», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ПАО «ПГК» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ПАО «ПГК» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023