Рейтинговые действия, 21.12.2022

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «АВТОБАН-Финанс» на уровне ruА
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 21 декабря 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности финансовой компании «АВТОБАН-Финанс» на уровне ruА. Прогноз по рейтингу - стабильный

Группа «АВТОБАН» (далее – Группа, «АВТОБАН», Компания) является одной из крупнейших инфраструктурных строительных компаний, оперирующих на территории РФ, осуществляя преимущественно строительство и реконструкцию автомобильных дорог федерального и регионального значения, а также сопутствующих развязок и мостовых сооружений. На текущий момент крупнейшими проектами являются проектирование и строительство двух этапов скоростной автомагистрали М-12 Москва — Казань, а также строительство обхода г. Тольятти в составе международного транспортного маршрута «Европа-Западный Китай». Крупнейшие проекты за последние три года включают строительство 3-го и 4-го пусковых комплексов Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), работы на трассах М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-7 «Волга» и М-8 «Холмогоры», а также работы на ряде региональных автодорог, преимущественно в Западной Сибири.

АО «АВТОБАН-Финанс» входит в группу компаний «АВТОБАН». АО «АВТОБАН-Финанс» является финансовой компанией, созданной в целях привлечения заемного финансирования для группы «АВТОБАН» на облигационном рынке и не ведет на постоянной основе иной деятельности, помимо связанной с выпусками облигаций. Группа оценивается на основе консолидированной отчетности по стандартам МСФО АО «Инвестиционная строительная компания «АВТОБАН» (до 4 февраля 2022 года компания называлась АО «СОЮЗДОРСТРОЙ»), холдинговой компании Группы, непосредственно контролирующей основные производственные компании Группы: АО «ДСК «АВТОБАН», ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», а также ряд меньших операционных компаний и проектные бюро. Компании группы «АВТОБАН» - консолидирующая АО «Инвестиционная строительная компания «АВТОБАН», и операционные АО «ДСК «АВТОБАН» и ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», являются поручителями и оферентами по облигационным выпускам «АВТОБАН-Финанс». Агентство продолжает устанавливает паритет между рейтингом «АВТОБАН-Финанс» и группой «АВТОБАН».

Агентство продолжает консервативно оценивать отраслевые риски компании. Строительная отрасль характеризуется долгосрочным циклом работ, объем просроченной задолженности контрагентов в этой отрасли существенно превышает средний уровень по экономике, а потенциальный объем рынка крайне зависим от макроэкономических показателей. Вследствие этого агентство консервативно оценивает подверженность отрасли внешним шокам. Агентство отмечает значительный опыт работы Компании и существенный рост выручки на горизонте последних 5 лет. При росте бизнеса Компания продолжает демонстрировать высокие показатели рентабельности – EBITDA margin, в среднем около 15-20% за последние три года. На финансовый профиль группы значительное давление оказывает сильно проявляющаяся сезонность работ, свойственная компаниям сектора. Графики авансирования и приемки работ заказчиками организованы таким образом, что в течение первых календарных 6-9 месяцев года группа фиксирует оттоки денежных средств по операционной деятельности из-за необходимости закупки базовых материалов и финансирования субподрядных работ, опережая собственное авансирование за счет привлечения средств проектного финансирования. В первом полугодии 2022 года дополнительное давление на выручку оказал перерасчет потоков по проекту Обход Тольятти, вследствие изменения плановых обязательств концедента в финансовой модели жизненного цикла проекта. Однако, агентство ожидает восстановление операционной прибыли и EBITDA по итогам года.

Контрактная база позволяет не снижать текущие масштабы бизнеса на горизонте следующих 3-5 лет с учетом эксплуатационной стадии реализации концессионных проектов. Бэклог компании на начало декабря 2022 года по строительно-монтажным работам достиг 290 млрд. руб, что вдобавок к бэклогу по эксплуатационным работам (около 112 млрд. руб.) эквивалентно выручке группы 3-4 прогнозных лет, а также подтверждает лидирующие позиции на рынке автомобильного строения по объему контрактной базы. При этом контрактная база характеризуется высокой диверсификацией, доля крупнейшего проекта не превышает 25%, что оказывает дополнительную поддержку рейтинговой оценке. Снижение доли крупнейшего заказчика ГК «Автодор» (ruAA+, стаб.) с 60% до 52% в структуре портфеля заказов компании по итогам 2022года оказало незначительную поддержку оценке бизнес-профиля Компании. Строительная отрасль характеризуется высокой конкуренцией и, следовательно, небольшими барьерами для входа, что негативно сказывается на отраслевых рисках компании. При этом Компания входит в тройку крупнейших игроков инфраструктурного строительства, что свидетельствует о высоких рыночных позициях Компании и оказывает положительное влияние на рейтинг.

Для целей оценки агентство продолжает деконсолидировать заемное финансирование проектных компаний, работающих в рамках концессионных соглашений. Эти компании остаются за периметром консолидации, что подразумевает отсутствие регресса по долговым обязательствам проектных компаний в каком-либо виде на операционные компании. Группа не выступает поручителем по обязательствам проектных компаний, финансирование проекта осуществляется за счет привлечения проектного финансирования исходя из требований концессионного соглашения. Оттоки средств операционных компаний на финансирование проекта ограниченными: кроме участия в младшем долге проекта и предоставления поручительств по генеральному подряду по проекту для обеспечения требований банка-гаранта перед проектной компанией, финансирования Группы не предполагается. Агентство отмечает положительный ход реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов в разных форматах государственно-частного партнерства (ГЧП), что в целом улучшает их финансовую прогнозируемость, стабилизацию правового поля и законодательной базы, в котором они реализуются, а также развитие инструментов их финансирования, обеспечивая компании исключительную рыночную позицию и конкурентные преимущества. Мажоритарное участие Группы в проектных компаниях-концессионерах позволяет ей обеспечивать лучшие условия генерального подряда, нежели чем если Группа была независимым внешним подрядчиком. Это позволяет ей лучше контролировать уровень рентабельности и получать повышенную долю авансирования, что дает возможность не привлекать дополнительную долговую нагрузку.

Компания характеризуется низкой долговой нагрузкой с учетом деконсолидации долговых обязательств, привлеченных в рамках концессионных соглашений. Отношение долга на 30.06.2022 к EBITDA LTM ниже 1х и агентство ожидает сохранение показателя по итогам следующих 12 месяцев ниже 1х. Также Компания характеризуется высоким покрытием процентных платежей, среднее значение EBITDA/годовые процентные платежи на горизонте 2020 – 2022 варьирует в диапазоне 7.5-8.5х. Ликвидность также оказывает умеренно-положительное влияние на рейтинговую оценку. Показатель прогнозной ликвидности был оценен позитивно, Группа имеет невысокий уровень краткосрочного долга и существенный объем свободных лимитов по кредитным линиям. Большая часть выплат по краткосрочному долгу приходится на облигационные выпуски и лизинговые платежи.

Оценка профиля корпоративных рисков оценивается на умеренном уровне. Агентство высоко оценивает прозрачную структуру собственности Компании и информационную транспарентность Компании, связанную с публикацией большого объема информации в отрытых источниках. В части корпоративного управления Агентство отмечает наличие совета директоров, а также недавнее назначение трех независимых директоров в совете директоров.

По данным консолидированной отчетности АО Инвестиционная строительная компания «АВТОБАН» по стандартам МСФО активы Компании на 30.06.2022 составляли 155 млрд. руб., капитал – 36 млрд. руб. Выручка по итогам 1 полугодия 2022 г. года составила 52 млрд. руб., чистая прибыль – 305 млн. руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «АВТОБАН-Финанс» был впервые опубликован 28.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 24.12.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности финансовым компаниям (действующая с 06.10.2022), методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (действующая с 01.08.2022) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (действующая с 06.05.2022) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «АВТОБАН-Финанс», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «АВТОБАН-Финанс» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «АВТОБАН-Финанс» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023