Рейтинговые действия, 17.03.2022

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «Синара – Транспортные машины» на уровне ruA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 17 марта 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Синара – Транспортные машины» на уровне ruA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

АО «Синара – Транспортные машины» (СТМ) - головная компания машиностроительного холдинга, входящего в Группу Синара. СТМ объединяет ряд заводов на территории РФ, производящих локомотивы, электропоезда, путевую технику, а также включает сервисное подразделение по текущему и заводскому ремонту локомотивов.

Агентство обращает внимание на то, что анализ деятельности компании проводился без учета резкого ухудшения макроэкономического фона в конце февраля 2022 года и отмечает, что в текущих условиях конъюнктура рынка меняется каждый день, в связи с этим постоянно появляются новые данные, требующие дополнительной оценки. Агентство предпринимает все усилия для получения наиболее оперативной информации в текущих условиях и учета ее в рейтинговом анализе и не исключает дальнейших рейтинговых действий с учетом поступления новых данных. Также считаем необходимым проинформировать пользователей рейтингов о подходах к рейтингованию в условиях беспрецедентного давления на финансовый рынок РФ (https://raexpert.ru/releases/2022/mar01a). Применительно к компании, агентство выделяет риск сокращения инвестиционной программы крупнейшего заказчика компании, ОАО «Российские железные дороги» (ruAAA, стаб.), которые уже ранее материализовывались в кризисных условиях 2014-2015 гг., а также возможные проблемы с импортом необходимых комплектующих.

СТМ ведет историю с 2007 года – в состав компании вошло АО «Людиновский тепловозостроительный завод», затем АО «Уральский дизель-моторный завод», в 2010 году создано совместное предприятие на паритетной основе с Siemens AG – ООО «Уральские локомотивы», на основе которого была разработана линейка грузовых магистральных электровозов, а также в 2014 году локализовано производство семейства пассажирских электропоездов «Ласточка». С 2011 года начинает функционирование сервисный дивизион, впоследствии включивший 75 сервисных депо по текущему обслуживанию локомотивов (обслуживают порядка 30% парка РЖД) и путевой техники, а также мощности по капитальному ремонту локомотивов – Новосибирский электровозоремонтный завод. С 2013 года СТМ консолидирует производство путевой техники через приобретение АО «Калугапутьмаш» и АО «Калужский завод «Ремпутьмаш», занимающие порядка 85% рынка РФ. В 2019 году было создано совместное предприятие с Skoda Transportation в сфере разработки проектов городского электрического транспорта, в том числе в формате государственно-частного партнерства.

Агентство положительно оценивает блок бизнес-рисков компании. Отрасль транспортного машиностроения является капиталоемкой, для неё характерны высокие барьеры для входа новых игроков, что приводит к ограниченной конкуренции на рынке. Основным конкурентом компании является большая по масштабу бизнеса группа «Трансмашхолдинг» (ruAA, стаб.), которая поставляет широкий спектр подвижного состава для железнодорожного и городского транспорта, но не консолидирует сервисный сегмент. Устойчивость к внешним шокам сегмента, по мнению агентства, подкрепляется давней работой с крупнейшим заказчиком, ОАО «Российские железные дороги» (ruAAA, стаб.), долгосрочной контрактацией - подвижной состав поставляется в рамках многолетних контрактов, а сервисный сегмент обслуживает парк РЖД в рамках 40-летнего контракта. Также агентство отмечает по-прежнему достаточно высокий уровень износа тяговых мощностей РЖД, что позволяет положительно оценивать перспективы сохранения контрактной базы в средне- и долгосрочной перспективах. Существенную часть выручки составляют поставки РЖД электропоездов семейства «Ласточка», которые используются не только в нише пригородного, но и междугороднего пассажирского сообщения, а также имеют перспективы гибкого расширения модельного ряда.  Линейка поставляемой продукции (порядка 70% выручки) диверсифицирована примерно в равных долях между локомотивами, путевой техникой и электропоездами, еще порядка 20% приносит сервисный сегмент. Из-за особенностей структуры производства, практически вся выручка компании приходится на РЖД, что частично компенсируется долгосрочной контрактацией и высоким уровнем финансовой устойчивости РЖД. Производственные мощности достаточно диверсифицированы – в сегменте производства компания оперирует площадками в Свердловской и Калужской областях с достаточным уровнем страхового покрытия объектов.

По совокупности факторов, агентство выделяет внешний фактор поддержки со стороны государства. СТМ характеризуется сильной системной значимостью, но, при этом, низкой степенью влияния государства, что приводит к оценке фактора поддержки как умеренного.

По предварительным итогам 2021 года компания не смогла выйти на ожидаемый уровень роста выручки и продемонстрировала продажи примерно на уровне 2020 года, оценочно порядка 95 млрд руб., на фоне недостаточной индексацией контрактов, отстающей от индекса цен производителей промышленной продукции. Это привело в том числе к снижению оценки показателя EBITDA до 8 млрд руб. (2020 – 12.6 млрд руб.), и снижению маржинальности по EBITDA по итогам года до 8%. Агентство трактует такое событие как однократное, и предполагает, что в дальнейшем выручка компании будет следовать динамике контрактации и растущему объему инвестиционной программы со стороны РЖД. В своих оценках агентство учитывает, что соотношение долга к EBITDA, который по предварительным итогам 2021 года составлял 4.9, может существенно улучшиться до примерно 2 по итогам 2022 года, а рентабельность восстановиться до уровня не менее 13%.

Оценка прогнозной ликвидности улучшилась благодаря проведенному в 2021 году рефинансированию кредитного портфеля путем выпуска двух эмиссий облигаций срочностью три и пять лет. Оценку также поддерживает невысокий объем поддерживающих капитальных вложений ввиду относительной новизны производственных мощностей, и опциональность в инвестициях в расширение производства, связанного с проектами городского пассажирского транспорта – инвестиции будут осуществляться при условии подписания гарантирующих выручку контрактов, и достаточно высокий запас денежных средств для финансирования деятельности и планового погашения обязательств без обращения к новым заимствованиям по высоким ставкам – порядка 13 млрд руб. на 31.12.2021. Примерно четверть заимствований компании осуществлена по плавающей ставке.

Компания подвержена умеренному валютному риску – незначительная доля себестоимости, приходящейся на сырье и материалы, относится к импортируемым компонентам, и номинирована в евро, и частично хеджируется экспортными поставками.

Агентство умеренно позитивно оценивает блок корпоративных рисков, принимая во внимание консолидированную структуру владения СТМ и опыт топ-менеджмента. При этом оценку сдерживает отсутствие коллегиального исполнительного органа, зафиксированной дивидендной политики и недостаточной регламентации деятельности риск-менеджмента. Компания улучшила информационную прозрачность, став раскрывать финансовую и отдельную нефинансовую информацию в статусе эмитента облигаций.

По данным отчётности АО «Синара – Транспортные машины» по стандартам МСФО активы компании на 30.06.2021 составляли 96.9 млрд руб., капитал – 18.7 млрд руб. Выручка по итогам первого полугодия 2021 года составила 37.4 млрд руб., чистая прибыль – 64 млн руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «Синара – Транспортные машины» был впервые опубликован 17.03.2021. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 17.03.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Синара – Транспортные машины», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Синара – Транспортные машины» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Синара – Транспортные машины» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023