Рейтинговые действия, 20.10.2022

«Эксперт РА» присвоил кредитный рейтинг ПАО «Совкомфлот» на уровне ruAAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 20 октября 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ПАО «Совкомфлот» на уровне ruAAA. По рейтингу установлен стабильный прогноз.

Публичное акционерное общество «Современный коммерческий флот» - крупнейшая в Российской Федерации и одна из крупнейших мировых судоходных компаний, обеспечивающая морские перевозки нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа, а также обслуживающая шельфовую разведку и добычу углеводородов. По состоянию на 30.06.2022 флот компании состоял из 112 судов общим дедвейтом 9 млн т.

Агентство положительно оценивает профиль бизнес-рисков компании. Агентство оценивает устойчивость к внешним шокам отрасли морских перевозок на нейтральном уровне, соответствующему оценке отрасли ключевых грузоотправителей - вертикально интегрированных нефтяных и газовых компаний, принимая во внимание волатильность мирового спроса и цен на энергоресурсы, а также учитывая цикличность в списаниях старого флота и заказов операторов на новые суда, которые сильно влияют на мировой спрос на тоннаж и ставки фрахта. Агентство оценивает барьеры для входа в отрасль как очень высокие, преимущественно ввиду очень высокой капиталоемкости сектора и уникальных компетенций в эксплуатации специализированного арктического флота.

Рыночные и конкурентные позиции также оцениваются позитивно. Компания является крупнейшим российским оператором флота танкеров классов Aframax, Suezmax, MR, LR и Handysize, СПГ-газовозов Yamalmax и Atlanticmax, а также ледокольных судов снабжения. Компания оперирует достаточно молодым флотом средним возрастом 13 лет. Накопленный износ по данным финансовой отчетности составлял 39%. В рамках индустриального сегмента (обслуживания шельфовых проектов и транспортировки газа) компания заключает долгосрочные тайм-чартерные контракты с фиксированными ставками, соизмеримые с проектным сроком функционирования обслуживаемых проектов. Ключевые проекты включают СРП-проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», работу на терминалах Варандей (дочернее общество ПАО «Лукойл», ruAAA, стаб.), Новый Порт и платформе «Приразломная», а также СПГ-проектах с участием ПАО «Новатэк» (ruAAA, стаб.) «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2».  В рамках конвенционального сегмента компания осуществляет транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов, как правило, в рамках кратко- и среднесрочных соглашений. Агентство положительно оценивает долгосрочную природу и предсказуемость выручки индустриальных проектов, доля выручки по которым в течение года, закончившегося 30.06.2022, составила 62%. Совокупная законтрактованная выручка компании с учетом долей в совместных предприятиях (с учетом строящегося флота) составляет 19.6 млрд долл. (8.8 млрд долл. без учета строящегося флота СП). По итогам 1 пг. 2022 крупнейшей статьей выручки компании на основе тайм-чартерного эквивалента были работы на шельфе с долей 39%. Компания оперирует широкой географией маршрутов перевозок и обладает диверсифицированной базой заказчиков, с долей крупнейшего в структуре тайм-чартерной выручки по итогам 1 пг. 2022 на уровне 17%.

Профиль финансовых рисков также позитивно оценивается агентством. По состоянию на 30.06.2022 компания характеризуется невысокой долговой нагрузкой на уровне 1.7 в терминах соотношения чистого долга к EBITDA по результатам года, завершившегося 30.06.2022. Такой уровень был достигнут компаний за счет существенного объема погашения долга в 1 пг. 2022 года в рамках проведенной реструктуризации, в ходе которой из состава флота были выведены суда, эксплуатация которых оказалась затруднена из-за введенных санкционных ограничений. По состоянию годом ранее, на 30.06.2021 отношение чистого долга к EBITDA составляло, по расчетам агентства, порядка 3.5. По итогам года, завершившегося 30.06.2022, процентная нагрузка находилась на комфортном уровне – соотношение EBITDA к процентным расходам составило 4.7. Агентство предполагает, что компания продолжит придерживаться консервативной финансовой политики и не будет привлекать существенные объемы новых заимствований на среднесрочном горизонте, кроме планового поступления 6 ранее заказанных судов на условиях финансового лизинга балансовой стоимостью до 700 млн долл. Долговая нагрузка компании на 30.06.2022 была диверсифицирована и представлена двумя выпусками еврооблигаций с погашениями в 2023 и 2028 году, а также рядом обеспеченных банковских кредитов. На момент присвоения рейтинга компания находилась в процессе организации размещения двух выпусков замещающих облигаций, которые позволили бы продолжить обслуживание обязательств по еврооблигациям перед всеми категориями инвесторов. По состоянию на 30.06.2022 оба выпуска облигаций и ряд долгосрочных банковских кредитов были классифицированы в финансовой отчетности как краткосрочные ввиду наличия кросс-дефолта по некоторым кредитам ввиду возникших санкционных ограничений. Ряд обязательств на сумму порядка 600 млн долл., включая еврооблигации с погашением в 2028 г., были классифицированы агентством для целей оценки как долгосрочные ввиду отсутствия требований кредиторов о досрочном погашении и долгосрочной контрактной природы обязательств. Также в рамках своей оценки агентство предполагает, что компания не столкнется с затруднениями при рефинансировании погашаемых в 2023 году облигаций, при возникновении такой потребности.

Компания демонстрирует высокий уровень маржинальности – рентабельность по EBITDA по итогам года, завершившегося 30.06.2022, составила 69%. С точки зрения прогнозной ликвидности, финансовой профиль компании поддерживают благоприятные ставки на фрахт и сильный операционный денежный поток компании вместе с комфортным графиком погашения заимствований и низкими объемами инвестиционных затрат вне умеренных затрат на поддержание действующего флота. Крупнейший текущий инвестиционный проект компании реализуется на базе совместного с ПАО «Новатэк» предприятия, подразумевающего заказ серии газовозов для целей их последующего фрахта и эксплуатации для перевозок СПГ с проекта «Арктик СПГ 2». Финансирование строительства полностью организовано по лизинговой схеме. Агентство предполагает, что при последующей передаче судов в рамках финансового лизинга у компании не возникнет по отношению к лизингодателю долговых обязательств, и, таким образом, профиль долговой нагрузки компании существенно не изменится.  Компания не подвержена существенному валютному риску при базовой валюте контрактов и большинства расходов в долл. США, а также долларовом кредитном портфеле.

В блоке корпоративных рисков агентство отмечает концентрированную структуру собственности – мажоритарным акционером c долей 82.8% в капитале является Российская Федерация, прочие акции, за исключением квазиказначейского пакета в 1.6%, находятся в свободном обращении. В компании выстроена развитая эффективная система корпоративного управления и риск-менеджмента. Учитывая системно-значимый статус компании как ключевого игрока на российском рынке и зависимость смежных отраслей экономики от её корректного функционирования, а также высокую степень влияния государства через акционерный контроль и опосредованную финансовую поддержку (например, эмиссия новых акций при проведении IPO и реинвестирование полученных средств в развитие общества), агентство выделяет сильный фактор поддержки со стороны государства.

Активы ПАО «Совкомфлот» по данным консолидированной отчетности по стандартам МСФО на 30.06.2022 составили 6.2 млрд долл., капитал 4.1 млрд долл. Выручка за 1 пг. 2022 года на основе тайм-чартерного эквивалента составила 0.6 млрд долл.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг присвоен ПАО «Совкомфлот» впервые. 

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2022) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 06.05.2022) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ПАО «Совкомфлот», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ПАО «Совкомфлот» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ПАО «Совкомфлот» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023